Ан-8
Специализированный транспортный самолет

Производитель: ОКБ Антонова
Генеральный Конструктор: Антонов О.К.
Описание:
Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д - первый в СССР специализированный, транспортный самолёт, на котором отработана схема транспортного самолёта, ставшая классической: высокоплан с двигателями на крыле, шасси с малой колеёй в специальных обтекателях по бортам фюзеляжа. В кормовой части фюзеляжа расположена кабина стрелка, оборудованная башней со спаренными пушками калибра 23 мм. Ан-8 снабжён большим грузовым люком в хвостовой части, открываемым в полёте; шасси высокой проходимости, обеспечивающим посадку и взлёт с грунта.
Разработка двухдвигательных пассажирского "Н" и транспортного "П" самолётов началась в ГСОКБ-473 О.К.Антонова в январе 1954 года в соответствии с Постановлением СМ СССР №2922-1251 от 11 декабря 1953 года и приказом МАП №278 от 23 декабря 1953 года. Ведущим конструктором был назначен А.Я.Белолипецкий. Для работы над проектом в ГСОКБ-473 был переведён ряд специалистов из других КБ. В апреле 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов ХАИ. Для приобретения опыта проектирования многие конструкторы былb направленs в ОКБ А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина, а также на серийные заводы для изучения конструкции самолётов Ту-16 и Ил-28. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р.Л.Бартини (в частности им был сконструирован пол грузовой кабины).
Первоначально предполагалось установить на самолётах "Н" и "П" двигатели ТВ-2Ф, разрабатывавшиеся в ОКБ Н.Д.Кузнецова при участии немецких специалистов, позже ТВ-2Т (его доработка осуществлялась в ОКБ-478 А.Г.Ивченко). Работы по проекту "П" продвигались быстрее, чем "Н", а вскоре разработка проекта последнего была вообще приостановлена. Эскизный проект самолёта "П" был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, провести большой объём теоретических и экспериментальных работ. Изучение вопросов, связанных с десантированием грузов, проводилось при помощи моделей, подвешенных под крылом Ан-2. 25 октября 1954 года макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами силовой установки: с ТВД ТВ-2Т и ТРД АЛ-7. Затем на заводе №473 началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. 11 февраля 1956 года экипаж лётчика-испытателя Героя Советского Союза Я.И.Верникова впервые поднял его в небо с аэродрома Святошино. Заводские испытания проводились в Борисполе, Киевском аэропорту "Жуляны" и ЛИИ. 18 августа самолёт был впервые показан публике на воздушном параде в Тушино. Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта. Самолёт показал неплохие характеристики. Он поднимал в воздух и производил десантирование посадочным и парашютным способом различные виды техники. Но на испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м.
Вместо ТВ-2Т было предложено установить двигатели НК-4 или АИ-20, но их мощности было явно недостаточно, что послужило толчком к разработке четырёхдвигательного варианта самолёта "П". Однако А.Г.Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 э.л.с. В июле-октябре 1957 года были поведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в ОКБ была доработана конструкцию самолёта: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. В том же году Ташкентский авиазавод №84 приступил к серийному производству самолёта под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал ГСОКБ-473 (приказ ГКАТ от 29 июля 1959 года). Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. Предполагалось также организовать производство и на заводе №23, но через несколько месяцев работы прекратили. 20 июня 1959 года начались заводские, а 7 августа - государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но доводка продолжалась и после этого.
Ан-8 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (Д16Т). Фюзеляж типа полумонокок. Сечение фюзеляжа в средней части прямоугольное со скруглёнными углами и закруглённой верхней частью. Крыло прямое, двухлонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и двухсекционных элеронов. Шасси трёхопорное, с носовой управляемой стойкой, убирается в фюзеляж. Пневматики низкого давления позволяли самолёту базироваться на грунтовых аэродромах. Силовая установка состоит из 2 турбовинтовых двигателей АИ-20Д с четырёхлопастными флюгируемыми винтами АВ-68Д. В левом обтекателе шасси установлен турбоагрегат ТГ-16. Кабина экипажа герметичная с частичным бронированием. Грузовая кабина негерметизированная. В хвостовой части расположен грузовой люк размером 2,95х7,4 м. Для погрузки несамоходной техники установлена лебёдка БЛ-52. Для обеспечения групповой выброски грузов может устанавливаться транспортёр П95-Т. Запас топлива размещён в 20 крыльевых мягких топливных баках общим объёмом 13080 л. Оборонительное вооружение состоит из 2 23-мм пушек АМ-23 в кормовой установке ПВ-23У. В обтекателях шасси могли подвешиваться 4 осветительные бомбы ФОТАБ-100-80 (в носовой части) и 6 бомб ЦОСАБ-10 (в кормовой части). В состав оборудования входили фотокамеры для дневных и ночных съёмок.
Грузовой отсек Ан-8 вмещал крупногабаритную технику, в том числе пушки калибра до 122 мм и миномёты калибра 120 и 160 мм с автомобилями ГАЗ-63, 2 самоходные установки АСУ-57, бульдозер Д-217, автомобиль ЗИС-151, бронетранспортёры БТР-40 и БТР-152, до 60 солдат с полным вооружением или 40 парашютистов.
В 1959 году первые Ан-8 стали поступать в 229 втап (г. Тейково Ивановской обл.) и 374 втап (г. Тула) 12 Краснознамённой Мгинской втад. В 1961 году машину получили ещё 2 полка: в Кречевицах (Новгородская обл.) и Завитинске (под Читой). Наиболее массовое примение Ан-8 состоялось в 1962 году во время учений "Стальной щит" на территории ГДР и Польши. К началу 70-х годов на вооружение ВТА в массовом порядке стали поступать более севершенные самолёты Ан-12, а Ан-8 стали передаваться в авиацию ВМФ, ПВО и на различные предприятия МАП (авиазаводы в Арсеньеве, Комсомольске-на-Амуре, Куйбышеве, Новосибирске, Омске, Ульяновске), ГА, МРП. На Ан-8 впервые был отработан метод выброски грузов с помощью вытяжных парашютов. Опыт, полученный при разработке Ан-8, был использован конструкторами ОКБ при создании других транспортных самолётов.
Серийное производство Ан-8 продолжалось до 1961 года. Всего изготовлен 151 самолёт. Они эксплуатировались до начала 90-х годов. Отдельные экземпляры, принадлежащие российским частным авиакомпаниям, продолжают летать до сих пор (в Африке и на Ближнем Востоке). Один Ан-8 (заводской №9340504) экспонируется в музее ВВС в Монино. Ещё один Ан-8 стоит на постаменте у проходной Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П.Чкалова (бывший завод №84).
Модификации самолёта:
"Н" - пассажирский самолёт (проект). Отличался удлинённым герметичным фюзеляжем круглого сечения с салоном на 57 пассажиров.
"П" - прототип военно-транспортного. Отличался двигателями ТВ-2Т мощностью 6250 э.л.с. с винтами АВ-58, наличием предкрылков. Первый полёт 11 февраля 1956 года. В 1957 году установлены двигатели АИ-20Д.
Ан-8 - предсерийный. Отличался двигателями АИ-20Д, килем от Ан-10. В 1957 году изготовлено 5 самолётов. Первый полёт в декабре 1958 года.
Ан-8 - серийный. Отличался укороченным на 480 мм килем.
Ан-8ПЛО (Ан-8М) - противолодочный (проект). Отличался РЛС "Инициатива-2".
Разрабатывался в 1958-1964 годах.
Ан-8ПС - поисково-спасательный (проект). Разрабатывался в 1959-1964 годах.
Ан-8РУ - самолёт с пороховыми ускорителями СПРД-159. Взлётная масса увеличена до 42 т. В 1963 году на Ташкентском авиазаводе переоборудован 1 самолёт.
Ан-8Т - топливовоз. Отличался 2 цистернами по 5300 л для топлива и системой пожаротушения в грузовом отсеке. Вместо цистерн могли устанавливаться спецёмкости для окислителя на основе азотной кислоты или для жидкого кислорода. В 1959 году переоборудован 1 самолёт.
Ан-8Ш - самолёт для подготовки штурманов (проект). Отличался 18 рабочими местами штурманов в салоне (2 инструктора и 16 обучаемых). Разрабатывался в 1959-1964 годах.
Тактико-технические характеристики
Первый полет, год1956
Начало серийного производства, год1958
Размах крыла, м37.0
Длина самолёта, м30.74
Высота самолёта10.04
Площадь крыла, м2117.2
Масса, кг
максимальная взлётная38000
масса снаряженного самолета25600
максимальная десантная нагрузка11000
Дальность полета при максимальной нагрузке, км850
Десантная нагрузка при увеличенном запасе топлива, кг2700
Дальность полета при увеличенном запасе топлива, км4400
Колея шасси, м4.45
Размеры грузовой кабины, м
длина11.0
ширина3.6
высота2.9
Двигатель:
ТВД АИ-20Д, кгс2 по 3810
Крейсерская скорость, км/ч520
Экипаж, чел5


Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz