Ту-2Д (62)
Дальний бомбардировщик

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1944
В самом начале работы над семейством самолетов «103» рассматривался вопрос о создании модификации дальнего варианта машины. В 1941 г. были проведены расчеты и определено лицо такого самолета, получившего шифр «103Д». Он «предназначался для бомбардирования целей, расположенных в глубоком тылу противника и целей, отрезанных от аэродромов вылета значительными пространствами суши или моря. Летные данные самолета «103-Д» и его вооружение обеспечивают прохождение и действия в зонах мощной противовоздушной обороны. Бомбовая нагрузка самолета «103-Д» позволяет вести эффективное бомбометание по любым целям - от линкоров, закрытых мощной броней, до скоплений живой силы противника. Оборудование самолета предусматривает обеспечение выполнения полетов днем и ночью при любых дальностях и в тяжелых условиях погоды.
Самолет «103-Д» запроектирован:
с 2-мя дизелями М-40.
с 2-мя моторами АМ-37 с ТК.
При установке моторов АМ-37 с ТК самолет «103-Д»... будет более быстроходным, чем современные истребители. Экипаж самолета состоит из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста, из которых два помещаются вместе в передней кабине. На случай необходимости усиления защиты задней полусферы, предусмотрена возможность включения в состав экипажа еще одного стрелка, без каких-либо переделок в самолете
Самолет «103-Д» по своей конструкции представляет из себя модификацию самолета «103-У». Фюзеляж «103-Д», являющийся по носовой части и почти по всей хвостовой, точной копией фюзеляжа самолета «103-У», отличается от последнего только удлинением задних отсеков хвостовой части на 800 мм; кроме удлинения фюзеляжа, увеличены хвостовое оперение и отъемные части крыльев. Увеличение отъемных частей крыльев позволило разместить в них большее количество бензобаков, что дает общую емкость их в 3000 кг горючего.
Получение путем незначительной модификации (не затрагивающей заводов-смежников) дальнего бомбардировщика «103-Д» из фронтового «103-У» дает возможность быстрого внедрения и успешного одновременного строительства обоих типов самолетов».
Но в 1941 г., когда Красная Армия отступала, в первую очередь были необходимы фронтовые, а недальние бомбардировщики. Поэтому проект «103-Д» не был реализован. Даже несмотря на то, что 18 ноября 1941 г. из НКАП за подписью А.С.Яковлева на имя «директора завода №166 тов. Соколова и главного конструктора тов. Туполева» поступило предложение начать проведение «работ по проекту самолета «103-Д» - дальний вариант».
Вновь вопрос о создании дальней модификации Ту-2 встал в 1943 г. в связи с повсеместным переходом Красной Армии в наступление.
Опираясь на проект «103-Д» и созданный к этому времени стандартный тип Ту-2С, ОКБ приступило к работе. В 1944 г. завод №156 провел модернизацию серийных машин Ту-2С №718 и №714 в дальний бомбардировщик Ту-2 Д. Обе машины шли под заводским шифром «62»
Самолет №718, выпущенный заводом №166 в октябре 1942 г модернизировали на заводе №156 в июне 1944 г. Основные отличия от Ту-2С состояли в следующем:
увеличены площади крыла и оперения,
установлен новый фонарь летчика с улучшенным обзором,
емкость бензобаков с 2650 л доведена до 3930 л,
поставлены новые трехлопастные винты АВ-5В-21А, диаметром 3,6 м.
В первый полет, состоявшийся 12 июля 1944 г., самолет поднимали летчик-испытатель А. Д.Перелет и ведущий инженер М.М.Егоров. Заводские испытания проходили до 23 сентября. После устранения выявленных дефектов, 14 ноября 1944 г., самолет был передан НИИ ВВС для прохождения государственных испытаний. Они продолжались до 23 апреля 1945 г. Вооружение самолета состояло из двух пушек ШВАК с боезапасом по 150 патронов и трех пулеметов УБТ с общим боезапасом 770 патронов.
По результатам испытаний комиссия НИИ пришла к выводу:
«1. Испытаниями самолета №718 установлено, что на базе серийного Ту-2 может быть построен дальний бомбардировщик, удовлетворяющий тактико-техническим требованиям к Ту-2Д...
2. Ту-2Д №718 не может быть рекомендован на вооружение, так как имеет большие отклонения от ТТТ ВВС и большое количество дефектов...»
История самолета №718 закончилась 23 июня, когда он был списан с баланса завода №156.
Вторым самолетом, который ОКБ модернизировало в дальний бомбардировщик, стала машина, построенная заводом №166 в 1942 г. В ОКБ она, как и предыдущая, шла под шифром «62», но с номером «714». Эскизный проект закончили в начале 1944 г. Его преамбула, излагавшая основные задачи, стоящие перед дальним бомбардировщиком, была близка к тексту проекта «103-Д». Техническая часть, вобравшая в себя опыт нескольких лет боевых действий и самые последние требования ВВС, имела ряд существенных изменений.
Основные отличия модернизированного самолета №714 от серийного бомбардировщика состояли в следующем:
Состав экипажа увеличили до пяти человек: - летчик, командир корабля, - второй летчик - стрелок, расположенный сзади уступом по отношению к первому, с дублирующим управлением; в случае необходимости он мог, повернувшись, усилить оборону огнем своей блистерной установки, - штурман-бомбардир; его рабочее место находилось в самом носке фюзеляжа, - стрелок-радист, в задней кабине, - стрелок люковой установки, в задней кабине.
Новая, удлиненная на 600 мм носовая часть фюзеляжа. Учитывая требования массового производства, она монтировалась из двух частей. Каждая из них собиралась на своем конвейере, включая все внутренние монтажи. Стыковка частей осуществлялась при окончательной сборке. Носовая часть фюзеляжа с рабочими местами летчиков и штурмана была самым важным новшеством. Именно поэтому 6 декабря 1943 г. состоялось заседание макетной комиссии по «макету кабин летчика и штурмана самолета Ту-2Д в варианте дальнего бомбардировщика». Среди ее членов были известные летчики Стефановский и Нюхтиков. Комиссии были предъявлены макет носовой части самолета Ту-2Д с кабинами летчиков и штурмана и блистерная установка пулемета Березина для второго летчика, аналогичная стрелковой установке штурмана на самолете Ту-2С. Все это с указанными в протоколе изменениями, комиссия утвердила.
Увеличены площади консолей крыла и оперения.
Установлены бомбодержатели емкостью 4000 кг.
Емкость топливных баков доведена до 3860 л.
Оборудование самолета обеспечивало пилотирование на дальние дистанции при любых метеоусловиях, в любое время суток. Для этого: - установлен радиополукомпас РПК-2 в замен РПК-10, - предусмотрена возможность ведения астрономической ориентации, - установлен автомат курса АК-1 с электродистанционным управлением от штурмана и первого летчика, - увеличен запас кислорода до 12 л на каждого члена экипажа.
Нормальная полетная масса определена в 12800 кг, максимальная - 15000 кг. Для опытных экипажей допустили перегрузку до 16000 кг, при этом бомбовая нагрузка составляла 4000 кг.
В эскизном проекте предусматривалась возможность использования «62» №714 и на морском театре военных действий в качестве постановщика минных заграждений (три мины по 1000 кг) и торпедоносца (наружная подвеска двух 18-дюймовых торпед с дополнительными стабилизаторами) Кроме этого просчитывались характеристики машины с двигателями АМ-42, снабженными турбокомпрессорами ТК-200.
Модернизацию самолета закончили в октябре 1944 г. Самолет проходил заводские испытания (летчик-испытатель А.Д.Перелет, ведущий инженер М.М.Егоров) с 20 октября 1944 г. по 1 марта 1945 г. После этого на машине исправляли выявленные дефекты. С 18 июля по 31 октября в НИИ ВВС прошли государственные испытания.
Вооружение состояло из трех пулеметов Березина с общим боезапасом 750 патронов и двух пушек ШВАК с общим боезапасом 300 патронов.
К сожалению, во время испытаний обнаружились дефекты, которые не были отмечены ранее. Комиссия НИИ ВВС не только обратила на них внимание, но и высказала свое мнение о способе их устранения:
Стойки шасси имеют малый зазор между вилкой и покрышкой колеса, вследствие чего при незначительном разносе покрышки зазор пропадает совсем. За пять полетов сменено два колеса.
Необходимо: заменить стойки шасси на стойки серийного самолета.
После каждого полета на номинальном режиме работы моторов происходит разрушение выхлопных коллекторов возле фланца крепления к мотору и по сварному шву широкой части коллектора. Смена и ремонт коллекторов не дают возможности сделать более одного полета в день. Необходимо: установить качественные выхлопные коллекторы и всасывающие патрубки и обеспечить испытания их запасными комплектами.
Электрический бензиномер на 5 датчиков, специально изготовленный для самолета «62» №714, работал неудовлетворительно, а после двух первых полетов совсем вышел из строя. Это не позволяет производить длительные полеты. Необходимо: заменить комплект бензиномера
Но основная беда состояла в том, что, хотя характеристики самолета были близки к заданным, он недодавал в основном - дальности. Его скоростная дальность, то есть дальность при повышенной скорости, оказалась почти на 400 км, а максимальная на 200 км меньше заданной. Для соответствия ТТТ необходимо было увеличить запас горючего, усилить отдельные элементы конструкции, например, шасси. Все это требовало серьезных доработок.
В заключении по результатам государственных испытаний отмечалось, что самолет «62» №714 по летно-техническим данным лучше бомбардировщиков, состоящих на вооружении ВВС, как-то Ил-4, Ер-2 и другие. Однако большое количество дефектов, в предъявленном виде, не позволяет рекомендовать его в серию. После устранения он подлежит предъявлению на повторные испытания. 13 ноября 1945 г. самолет №714 вернули на завод №156. Впоследствии было решено модифицировать его в торпедоносец под шифром «62Т».
Дальнейшие работы по совершенствованию и развитию Ту-2Д проводились ОКБ уже в послевоенное время, с различными типами силовых установок.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м22.06
Длина, м14.42
Высота, м4.60
Площадь крыла, м259.05
Масса, кг
пустого самолета8315
нормальная взлетная13340
Тип двигателя
ПД АШ-82ФН, л.с2 по 1850
Максимальная скорость , км/ч
у земли465
на высоте530
Крейсерская скорость , км/ч505
Практическая дальность, км2790
Скороподъёмность, м/мин425
Практический потолок, м9900
Экипаж,чел5
Вооружение:три оборонительных 12.7-мм пулемета УБТ (195 патронов на пулемет)
и две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев (150 снарядов на пушку)
Бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 4000 кг.

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz