Сталь-6
Экспериментальный скоростной самолет

Разработчик: Бартини
Страна: СССР
Первый полет: 1933
Сталь-6” - экспериментальный самолет со многими элементами новизны. Автор его Роберт Людовикович Бартини, итальянец, политэмигрант, работавший в нашей стране с 1924 г., образованнейший талантливый конструктор.
Схема самолета - низкоплан, одноместный, на одноколесном шасси, с убираемым колесом и паровым охлаждением невысотного двигателя “Кертис-Конкверор” в 660/680 л. с. Идея этого самолета была предложена Р. Л. Бартини весной 1930 г. в ЦКБ, там она обсуждалась и была принята. В то время еще не было самолетов с полностью убираемым шасси, было только “полуубираемое” назад шасси в свободнонесущем моноплане.
Бартини впервые у нас предложил убирать шасси полностью, сделать самолет на одном колесе (зимой - на одной лыже) и прятать колесо в фюзеляж, а лыжу прижимать вплотную к фюзеляжу. Под концами крыла были небольшие убираемые костыли, обычный костыль был неориентирующийся. Колесо 800 Х 200 мм помещалось между двигателем и педалями и убиралось подъемом назад посредством ручного тросового привода. Поскольку источником значительного лобового сопротивления был радиатор, Бартини предложил, впервые в СССР, применить паровое испарительное охлаждение, как в гоночных самолетах. Конденсатором служила двойная обшивка крыла снизу от переднего лонжерона через носок и по всей верхней стороне до щели элерона.
Конструкция самолета была смешанная. Применялись материалы, обеспечивавшие наименьшую массу. Каркас фюзеляжа был форменный сварной из труб ХМА, его обшивка в хвостовой части - фанерная, прикрепленная к легкому каркасу из Л-профилей посредством фасонных шайб на контактной сварке. Обшивка носовой части - из альтмага, а частично ее образовывали маслобаки, сваренные из листового электрона. Полки лонжеронов крыла были сделаны из пучка труб ХМА диаметром 18 Х 16,5 мм с пределом прочности sтв = 100 кгс/мм2. В центральной части пучок состоял из семи труб, потом их оставалось пять, потом - три и на конце - одна труба. Раскосы и форменные нервюры крыла и оперения были сделаны из соответствующих профилей типа Л из стали Энерж-6 разной толщины, как и вся обшивка крыла, на точечной и роликовой электросварке. Применялась и пайка для герметичности конденсатора. В управлении самолетом также были элементы новизны. Было осуществлено управление рулями высоты с переменным передаточным числом, устанавливаемым летчиком от руки в зависимости от скорости самолета и дающим изменение усилий на ручке в желаемых пределах. Интересно, что это устройство осталось тогда неизвестным другим ОКБ и спустя десять лет было сделано повторно ЦАГИ и ЛИИ и ими испытано в 1944 г. как новое изобретение.
В самолете “Сталь-6” было много оригинального и непривычного, но получился он удачным. Осенью 1933 г. самолет с успехом прошел испытания. Летали А. Б. Юмашев и П. М. Стефановский. Разбег и взлет на одноколесном шасси удавались блестяще, не было никакого рыскания. Так же удачна была и посадка. Скорость у земли была 420 км/ч, впервые достигнутая в СССР и в то время, когда серийные истребители И-5 достигали всего 260-270 км/ч, а опытные И-15 и И-16 еще не вышли в свет. В то время были нужны и уже возможны стали истребители со скоростями 400-450 км/ч. Тактико-технические требования (ТТТ) на них были составлены ВВС, но Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) не бралось строить их, многие не знали о самолете “Сталь-6”, а некоторые не верили сообщениям о нем.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м9.0
Длина, м6.88
Высота, м2.40
Площадь крыла,м214.30
Масса, кг
пустого самолёта850
максимальная взлетная1080
Тип двигателя
ПД Кертис-Конкверор, л.с680
Максимальная скорость, км/ч420
Практическая дальность, км180
Практический потолок, м8000
Экипаж, чел1

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz