"БОР-4" Mежконтинентальный аэрокосмический аппарат
"БОР-4" представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией пилотируемого воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося ранее по программе "Спираль", и был выполнен по аэродинамической схеме "несущий корпус". Он имел следующие характеристики: длина 3.4 м, размах крыла 2.6 м и массу 1074 кг на орбите и 795 кг после возвращения. В период с 1982 по 1984 г. было произведено 6 запусков аппаратов "БОР-4" ракетами-носителями "Космос" с космодрома Капустин-Яр на различные траектории. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ, получали наименования спутников серии "Космос".
В результате исследований, проведенных на летающих моделях "БОР-4", была окончательно решена проблема теплозащиты ОК, в том числе получены значения температур на наиболее теплонапряженных элементах конструкции ОК (носовом обтекателе и прилегающем к нему участке нижней поверхности фюзеляжа в условиях реальных физико-химических процессов и каталитичности поверхности вдоль всей траектории спуска ОК на высотах от 100 до 30 км при скоростях М=25...3), проведены контрольные испытания конструкции из жаростойких материалов и теплозащитных плиток в условиях полета, соответствующих натурным, при одновременном воздействии аэродинамических, тепловых, акустических и вибрационных нагрузок. (на приведенной справа фотографии наглядно виден как характер обгорания плиток теплозащиты, так и узлы подвижных консолей, позволяющих изменять угол поперечного V крыла, сopyrightL ОАО "НПО Молния" 1998)
Хронология запусков аппаратов "БОР-4"
¦ Наименование Дата Примечание
1 Космос-1374 3 июня 1982 Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ
2 Космос-1445 15 марта 1983 Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ
3 Космос-1517 27 декабря 1983 Приводнение в Черном море
4 4 июля 1984 Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км.
5 Космос-1614 19 декабря 1984 Приводнение в Черном море
6 20 октября 1987 Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км.
Первоначальный район приводнения в Индийском океане после двух запусков был заменен на район Черного моря ввиду больших затрат на организацию поисковых мероприятий из-за противодействия иностранных судов, пытавшихся опередить нас и самостоятельно обнаружить и поднять на борт советские аппараты. Один аппарат был потерян поисковой группой при приводнении в Черном море. Интересно отметить, трасса атмосферного участка спуска аппаратов "Бор-4" при приводнении в советских территориальных водах Черного моря проходила на высотах 60-80 км над территориями основных стран-членов НАТО (Великобритании и Германии), что юридически являлось нарушением их воздушного пространства. Поэтому каждый полет "Бор-4" с приводнением у наших берегов имел соответствующий политический и дипломатический резонанс.
"БОР-5"
Аэродинамическая модель "БОР-5", геометрически подобная ОК, выполнена в масштабе 1:8 и имеет массу порядка 1.4т. Шесть аппаратов в разное время выводились на суборбитальную траекторию с космодрома Капустин Яр ракетой-носителем "Космос" (зарубежное обозначение SL-8). Запуски проводились в период с 1983 по 1988 г.г. После подъема аппарата по суборбитальной траектории на высоту около 120 км верхняя ступень РН дополнительным импульсом ориентировала и ускоряла "БОР-5" для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000 м/с), после чего аппарат и последняя ступень РН разделялись.
Все параметры полета в этих запусках (сочетание чисел М, Re и температур, состав и термодинамические свойства воздуха, уровни турбулентности потока) соответствовали условиям полета ОК "Буран".
Ввиду того, что для получения требуемого аэродинамического подобия при полете в атмосфере скоростной напор превышал условия полета ОК "Буран" и температура поверхности превышала возможности плиточной теплозащиты, на аппаратах "Бор-5" применялась традиционная одноразовая уносимая абляционная теплозащита. Использование аппаратов "БОР-5" позволило уточнить характеристики продольной устойчивости и управляемости, а также шарнирные моменты и эффективность органов управления при скоростях М=17,5...1,5, Re=1,05...2,1, и a=40...16¦, определить основные аэродинамические характеристики, а также исследовать распределение воздушного давления на поверхности фюзеляжа и крыла и характеристики теплообмена.
Хронология запусков аппаратов "БОР-5"
¦ Дата
1 04 июля 1983 г.
2 06 июня 1984 г.
3 17 апреля 1985 г.
4 25 декабря 1986 г.
5 27 августа 1987 г.
6 22 июня 1988 г.