Су-25
Штурмовик

Предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости, днем и ночью, а также малоскороснтных воздушных целей на переднем крае в тактической и ближайшей оперативной глубине. Проектирование самолёта началось в 1968г, первый опытный образец (Т8-1) впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975г.
Серийное производство одноместных самолётов было налажено в 1981 году, двухместный Су-25УБ – в 1986 году.
Самолёт разработан в следующих модификациях:
Су-25К - экспортный вариант (1985год)
Су-25Т – противотанковый вариант (1990год)
Су-25ТК – экспортный вариант Су-25T (1991год)
Су-25ТМ – модернизированный вариант Су-25Т с улучшенным бортовым оборудованием (1993год).
Су-25УТ (Су-28) – двухместный учебно-тренеровочный самолёт начального обучения (1986год).
Су-25УТГ – двухместный корабельный учебно-тренеровочный самолёт (1987 год, серийно строился в 1990 – 1991 годах).
Су-25УБ – двухместный учебно-боевой вариант (1985год).
Су-25УБК – экспортный вариант Су-25УБ
Самолёт Су-25БМ – буксировщик мишеней (1984 год).
Отличительной особенностью штурмовика Су-25 является высокая выживаемость, которая обеспечивается комплексом специальных средств повышения боевой живучести и конструктивно-компоновочных мер. Цельносварная кабина выполнена из титановой брони, толщиной 24мм, с лобовым оптическим бронеблоком для защиты летчика от крупнокалиберных пуль, осколков ракет и снарядов с основных направлений обстрела. Применены:
проектирование и заполнение пенополиуританом топливных баков, противопожарная защита двигательных отсеков, смежных с топливными баками, бронезащита жизненно-важных агрегатов и систем, тяги управления повышенной живучести диаметром 40мм, способные выдержать попадание пули калибра 12.7 мм. Общая масса средств боевой живучести составляет 805 кг, что составляет 7,5% нормальной взлётной массы.
На самолёте установлены 2 турбореактивных, одноконтурных двухвальных двигателя Р-95Ш, с тягой 40,2 кн./4100кгс, на последующих модификациях – Р-195, с тягой 44,1 кн./4500кгс, размещенных по обеим сторонам фюзеляжа в мотогондолах.
Су-25 может автономно эксплуатироваться с аэродромов подскока с прочностью грунта 6-7 кгс/см» (с использованием аэромобильного комплекса АМК-8).
В состав бортового оборудования Су-25 входят лазерная станция подсвета и дальнометрировани «Клен-ПС», а также стрелково-бомбордировочный прицел АСП-17БЦ-8, который позволяет автоматически учитывать баллистику всего класса используемых боеприпасов. Применяются система предупреждения об радиолокационном облучении СПО-15, устройство выброса дипольных отражателей и ИК патронов (256 патронов). Навигационно-пилотажное оборудование включает навигационный комплекс КН-23-1, в составе инерциальной курсовертикали ИКВ-1, доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, радиотехническая систем ближней навигации и посадки РСБН-6С. Однако отсутствие сложного радиоэлектронного оборудования на Су-25 затрудняет применение самолёта в сложных метеорологических условиях и ночью.
Вооружение штурмовика на 10 внешних точках подвески: 8 точек, рассчианых на нагрузки по 500кг для ракетно-бомбового и артиллерийского оружия, и две точки для оборонительных ракет класса воздух-воздух малой дальности Р-60. В его состав может входить: УР «воздух-поверхность» с лазерной головкой самонаведения Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л (2-4 штуки); Авиационные бомбардировочные средства поражения массой до 500кг, общая масса до 4000кг. Неуправляемые авиационные ракеты типа С-5 (калибра 57мм), С-8 (калибра 80мм), С-24 (калибра 240мм) и С-25 (калибра 340мм) до 8 блоков. До 4 самолётных подвижных пушечных установок СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л (боезапас 260патронов, стволы могут отклоняться вниз на 30 градусов). 2 УР класса «воздух-воздух» малой дальности. На самолёте установлена двуствольная подвижная пушка ГШ-30 слева по борту в нижней носовой части фюзеляжа (калибра 30мм, боезапас 250 патронов), предназначена в основном для поражения слабо бронированных целей типа БТР.
Для самолёта разработана автономная система технического обслуживания, размещаемая в четырех контейнерах, перевозимых на внешних узлах подвески самолёта, обеспечивающая эксплуатацию с необорудованных аэродромов.
Простота пилотирования, высокая маневренность, малые радиусы разворота, относительно высокая тяговооруженность позволяет самолёту поражать цели с первого захода, эффективно использовать рельеф местности для выхода из атаки. Су-25 значительно превосходит своего основного соперника (американского штурмовика А-10А) по скорости полёта, тяговооруженности и маневренности. Серийно изготавливался до 1991 года. Построено около 1000 штурмовиков Су-25, в том числе 350 Су-25УБ. Поставлялся в ряд зарубежных стран.
С апреля 1980года Су-25 участвовал в боевых действиях в Афганистане. К концу войны численность самолётов была доведена примерно до 50, всего они выполнили 60 000 вылетов. (Один самолёт совершал до 6-10 вылетов в день). За все время боевых действий было потеряно 23 штурмовика. Су-25 широко использовались во время Ирано-Иракской войны 1980-1988годы).
Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч
максимальная 970
крейсерская850
Практический потолок, м.7000
Дальность, км
перегоночная: 1950
действия:495-650
Масса, кг
максимальная взлётная:16500
нормальная взлётная:14500
пустого самолёта:9500
Максимальная боевая нагрузка, кг4340
Длина разбега
(при нормальной взлётной массе), м550-600
Длина пробега
( при нормальной взлётной массе), м 600-750
Габариты самолёта, м
размах крыльев14.36
длина15.53
высота самолёта4.3
Двигатели: ТРД Р-195,кгс 2 по 4100

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz