Су-30
Многоцелевой истpебитель

Поступление на вооружение ПВО страны перехватчика Су-27 совпало с появлением у ВВС США стратегических малогабаритных крылатых ракет ALCM. Рубеж перехвата носителей крылатых ракет потребовалось вынести дальше от границ СССР, в воздушное пространство над Северным ледовитым океаном. Су-27 мог справиться с этой задачей, но возростала нагрузка на лётчика. Поэтому потребовался второй член экипажа.
Разработка двухместного многоцелевого истребителя для авиации ПВО началась в ОКБ им. П.О. Сухого в 1986 году. К работам были привлечены специалисты Иркутского филиала ОКБ, руководимого В.В.Макрицким, и Иркутского авиазавода. За основу был взят учебный Су-27УБ, производство которого началось в 1985 году. Отработка системы дозаправки топливом осуществлялась на опытном Т-10У-2. В начале 1987 года совершила первый полёт модернизированная "спарка" Су-27ПУ (обозначение ОКБ - Т-10ПУ). В 1988-1989 годах в боевые переоборудовано 2 серийных Су-27УБ (установлена система дозаправки в воздухе, новая система навигации, модернизированные системы дистанционного управления и управления вооружением). Серийное производство под обозначением Су-30 (заводское 10-4ПУ) развёрнуто на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) в 1992 году.
Су-30 предназначен для выполнения длительных полётов (более 10 часов), ведения воздушных боёв в одиночку и в группе. Может служить воздушным командным пунктом. Серийные самолёты отличаются усиленным центропланом и шасси. Самолёт оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАС, аппаратурой дальней навигации "Омега", "Лоран" и "Марс" (аналогичная аппаратура применяется на пассажирских самолётах, обслуживающих дальние рейсы). Система управления аналогична одноместному Су-27. В кабине лётчика-оператора установлен индикатор тактической обстановки, дающий возможность ведения группового воздушного боя. Обе кабины оборудованы санустройствами. БРЭО унифицировано с самолётом МиГ-29СМТ.
Вооружение самолёта включает встроенную 30-мм пушку ГШ-301 (боекомплект 150 снарядов) и сбрасываемое вооружение общей массой 8000 кг на 12 узлах внешней подвески (8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных). В зависимости от поставленной задачи, Су-30 может нести до 6 ракет Х-29Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр, две ракеты дальнего действия Х-59М, до 6 противолокационных ракет Х-31П или противокорабельных Х-31А, УР класса "воздух-воздух" Р-77.
В настоящее время на вооружении ВВС России находится 5 самолётов Су-30 (все в составе 148 ЦБПиПЛС, аэродром Саваслейка). Из-за отсутствия финансирования закупки новой техники Министерством Обороны РФ прекращены. С апреля 1997 года выпускаемые ИАПО самолёты направляются на экспорт. Экспортные модификации отличаются возможностью действия по наземным целям. С этой целью усовершенствовано БРЭО и расширена номенклатура вооружения.
Модификации самолёта
Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - дальний перехватчик ПВО.
Су-30К - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Индию (18 самолётов).
Су-30КИ - одноместный для Индонезии.
Су-30КН - модернизированный. Отличается доработанной бортовой РЛС Н001, многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем в кабине и вычислителем.
Су-30МК - модернизированный экспортный. Может поражать цели на поверхности земли и моря. Разработка началась в 1991 году. Первый полёт состоялся 14 апреля 1992 года (лётчики-испытатели Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков).
Су-30МКИ - экспортный для Индии. Отличается двигателями АЛ-31ФП, наличием ПГО и усиленной передней стойкой шасси. Первый плёт состоялся 1 июня 1997 года (лётчик-испытатель В.Ю.Аверьянов). Выпускается с 1997 года. Изготовлено не менее 22 самолётов.
Су-30МКК - экспортный для Китая. Отличается отсутствием ПГО и составом оборудования. Выпускается с 1999 года.
Су-30МКМ - экспортный для Малайзии. Отличается и составом оборудования. Выпускается с 2003 года.
Су-30МК2 - модернизированный. Отличается более мощной РЛС, истемами управления вооружением по поверхности (СУВ-П), пилотажно-навигационным комплексом ПНК-27. В состав вооружения включена ракета Х-31А.
Тактико-технические характеристики
Марка двигателя:
АЛ-31Ф, кгс2 по 7600/12500
Размеры самолёта, м
размах крыла14.698
длина21.935
высота6.36
Площадь крыла, м262.04
Масса, кг
максимальная взлётная33500
нормальная взлётная24000
пустого17700
Запас топлива, л
нормальный5090
максимальный9400
Бомбовая нагрузка, кг8000
Максимальная скорость, км/ч
у земли1380
на высоте2125
Скороподъёмность, м/с230
Дальность полёта максимальная без ПТБ, км3000
Максимальная эксплуатационная перегрузка8.5
Потолок,м17500
Длина разбега, м550
Длина пробега,м670
Экипаж, чел2


Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz