Ил-66
Cверхзвуковой пассажирский самолет

В 1960-м году, вскоре после принятия решения о закрытии ОКБ-23 В.М. мясищева, в ОКБ-240 С.В. Ильюшина попытались продолжить разработку сверхзвуковых пассажирских самолетов.
В марте 1960-го Сергей Владимирович в письме заместителю председателя Совета министров СССР Д.Ф.Устинову предложил включить в план опытного строительства стальной сверхзвуковой пассажирский лайнер, получивший впоследствии обозначение Ил-66. На выбор предварительной схемы лайнера оказали сильное влияние господствовавшие в те годы треугольное крыло и расположение двигателей на хвостовой части фюзеляжа. Работы по сверхзвуковому пассажирскому самолету (СПС) Ил-66 были начаты 10 мая 1960 г.
Расчеты показали, что самолет, выполненный по схеме "утка" и вмещавший от 60 до 100 человек, при полете со скоростью, втрое превышавшую звуковую, будет иметь техническую дальность 7200 км (по другим данным - 7300 км). Весь цикл создания машины предполагалось завершить в течение 5 лет.
Судя по всему, результаты исследований в этом направлении, полученные в ОКБ-23, "осели" лишь в ЦАГИ и ОКБ-156. Только этим можно объяснить столь высокие данные, шедшие вразрез с технологическими процессами, освоенными на советских заводах. Ведь для реализации этого проекта в стране в начале 1960-х отсутствовали необходимые ресурсы.
14 февраля 1961 начинаются работы по 40-60 местному Ил-72. Конструкторы пересмотрели основные параметры машины и снизили скорость почти на 1000 км/ ч. Это позволило выбрать в качестве основных конструкционных материалов алюминиевые сплавы, отказавшись от стальных конструкций.
Расчеты показали реальную возможность создания сверхзвукового лайнера Ил-72, допускавшего перевозку от 40 до 60 пассажиров на расстояние 4000-4500 км со скоростью, соответствующей числу М=2,2. Проект обсудили на техническом совете предприятия в начале 1961-го, но и он дальнейшего развития не получил. К сожалению, восстановить облик этого проекта пока не удалось, и о компоновке машины приходится лишь догадываться.
В том же году наброски аналогичной машины - Ту-135П - сделали в ОКБ завода №156 под руководством А.Н.Туполева. При этом конструкторы использовали результаты, полученные в ходе проектирования стратегической боевой машины Ту-135. Одной из сложнейших проблем при создании сверхзвукового лайнера считается выбор двигателя. К 1960-му в стадии разработки были ТРДФ РД16-17 и РД-17-117Ф. Наиболее "продвинутым" и подходящим для сверхзвукового пассажирского самолета был двухконтурный ТРДФ НК-6 взлетной тягой около 20 тс. Именно под этот двигатель и разрабатывался Ту-135.
Видимо, обстоятельство, связанное с преемственностью проектов пассажирской и боевой машин, сделало свое дело, и руководство гражданского воздушного флота поддержало Туполева. В 1963 г. создание первого советского СПС было поручено ОКБ А.Н.Туполева. Для Ту-144 пришлось специально создавать двигатель НК-144.

Тактико-технические характеристики
РазработчикОКБ-240 С.В.Ильюшина
Проэкт1960-1961
Экипаж, чел3
Число пассажиров60-100
Скорость полёта км/чМ=3
Дальность полёта, км7200 (7300)

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz