Ил-76СК (976 СКИП) Самолетный командно-измерительный пункт
В середине 70-х гг. в связи с созданием ударных комплексов авиационного и морского базирования большой дальности возникла необходимость в многофункциональных мобильных командно-измерительных комплексах, обеспечивающих проведение летных испытаний авиационной техники на протяженных необорудованных трассах, включая обеспечение траекторных и телеметрических измерений, сбор, обработку и передачу в реальном времени информации, оперативное управление ходом летных испытаний, радиоуправление беспилотным ЛА, обеспечение безопасности трасс, в том числе ликвидацию изделий при нештатных ситуациях.
Основой этих комплексов стали многофункциональные командно-измерительные пункты на базе самолетов Ил-76МД, созданные впервые в отечественной и мировой практике. Машины, получившие название СКИП-Ил-76МД, созданы ЛИИ совместно с ТАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ МЭИ, НПО "Ленинец", КБ МРТЗ, МКБ "Радуга" и др. на основе наработок ТАНТК им. Г.М. Бериева по А-50. СКИПы переоборудовались в Таганроге, на заводе им.Чкалова. Первые 2 самолета СКИП Ил-76 («676» и «776») созданы в 1975-1976 гг. и в 1976-83 гг. выполнили более 600 полетов в обеспечение испытаний крылатых ракет. Это существенно снизило капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов.
В 1985-89 гг. ЛИИ в той же кооперации были созданы еще 5 СКИПов Ил-76МД («самолет 976»). Внешне они похожи на А-50 и также оборудованы РЛС кругового обзора, но отличаются наличием застекленной кабины штурмана. Эти самолеты позволяют обеспечивать автономное решение всех необходимых задач полигонных испытаний в любом географическом районе. при этом дальность сопровождения объектов составляет от 400 км для маловысотных объектов до 2...3 тыс.км для высоколетящих, а при групповом использовании СКИП - более 10000 км.
Впервые «самолет 976» был продемонстрирован на авиасалоне МАКС 99.