Колибри
Легкий многоцелевой самолет

Разработчик: Андреев
Страна: СССР
Первый полет: 1982
Одним из интересных экспонатов Центральной выставки научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР в 1982г., посвященной XIX съезду ВЛКСМ, был микросамолет "Колибри" , построенный студентами КнАПИ. Самолет был удостоен серебряной медали главной выставки страны. Автор проекта, главный разработчик и конструктор самолета С. Андреев, задумал построить микросамолет еще в 1974 г. Строить начал в мае 1975 г. В создании самолета ему помогали студенты А. Акимов, В. Лукашевич, А. Соломатин, В. Гаврилюк.
Микросамолет Анд-1 отличался смелостью творческого замысла, оригинальностью конструкции и четкостью воплощения эстетических представлений в аэродинамические формы самолета.
Конструкция самолета в основном из угле- и стеклопластика. Коэффициент эксплуатационной перегрузки самолета конструкторы решили принять равным четырем, исходя из назначения самолета "Колибри" - самолет многоцелевой. Он предназначен для спортивных и тренировочных полетов, а также для патрулирования и для связных целей. Самолет имеет минимальные размеры, его фюзеляж, практически, составляет только кабина пилота. За спинкой сиденья пилота она сразу же переходит в капот двигателя. Верхний контур кабины образует короткую килевую балку, соединенную кольцевым каналом винта с нижней балкой фюзеляжа, на которой установлено хвостовое колесо. Стабилизатор с рулем высоты расположен на килевой балке за кольцевым каналом винта и за килем с рулем поворота (небольших площадей). По диаметру кольцевого канала была установлена еще одна узкая часть киля с рулем поворота, которые были достаточно эффективны, так как располагались в воздушном потоке от винта.
Основная особенность "Колибри" заключалась в том, что исходный вариант самолета - моноплан с низко расположенным крылом можно было за несколько минут на земле трансформировать в биплан. Это позволяло увеличивать грузоподъемность, улучшать маневренность и взлетно-посадочные характеристики самолета. На нижнем крыле самолет имел щелевой закрылок большого размаха и значительной относительной площади. На "Колибри" был установлен форсированный двухтактный двигатель воздушного охлаждения "Иж-Планета-спорт". Шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага был выполнен из углепластика. Для увеличения КПД винта он был установлен в кольцевом канале.
Перед экспозицией микросамолета "Колибри" на ВДНХ СССР он прошел первый этап летных испытаний. Летчики-испытатели выполняли руление и подлеты. По их заключению, самолет послушен рулям и легко идет на подлет, но, к сожалению, мощности двигателя было недостаточно. После возвращения с выставки было решено провести статические испытания самолета на прочность. Самолет больше не летал. Через год после того, как конструкторы стали лауреатами НТТМ-82, они успешно защитили дипломные проекты и стали специалистами.
В начале 21 века появилась серия самолетов "Колибри", которая на данном этапе развития авиации общего назначения с числом посадочных мест от одного до шести.
Концепция продукта заключается в следующих позициях:
самолеты имеют модульную конструкцию, которая обеспечивает изменяемость аэродинамического качества от 10 до 20 единиц;
с полной нагрузкой при взлетном весе 100% любой тип самолета "Колибри" способна брать около 100 и более килограмм багажа или оборудования;
модульная конструкция обеспечивает большую надежность, т.к. все силовые элементы планера самолета выполнена из сварных металлоэлементов, внешние панели фюзеляжа и оперения - многослойный пластик;
сборку и разборку самолета обеспечивают от 1 до 4 человек, в зависимости от модели, что по времени занимает от 1 до 4 часов с полной заправкой и предполетной подготовкой;
на всех типах, кроме одноместного Т1 запроектировано дублирование управления;
вследствие хорошей аэродинамической проработки и продувки дальность полета составляет от 4 до 12 часов (и более) с подвесными баками;
конструкция силового агрегата на всех типах одинаковая с задним расположением двигателя и воздушным винтом в аэродинамическом кольце, что дает прибавку КПД до 20-25%;
авионика по заявкам заказчика;
три сменных комплекта несущих плоскостей.
все типы самолетов приспособлены под установку спасательное системы "МВЕН"
Фирма "Ариез" предлагает самолеты "Колибри" шести основных типов:
Тип 1. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
одно посадочное место; возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 1 ч/ч; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 2. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
два посадочные места (1+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 3. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
три посадочных места (2+1); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 4. Назначение: патрулирование, туризм, аэроакробатика, химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
четыре посадочных места (2+2); возможность установки четырех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 5. Назначение: патрулирование, туризм, химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта;
пять посадочных места (2+3); возможность установки трех видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Тип 6. Назначение: патрулирование, туризм химобработка полей, воздушное такси, санитарный самолет, для авиалюбителей как самая дешевая летающая парта; шесть посадочных места (2+4); возможность установки семи видов силовых агрегатов; время сборки-разборки на летном поле - 2 человека в час; возможность изменение аэродинамеческого качества - 10, 15 и 20 единиц, в зависимости от задач эксплуатации.
Особенности конструкции самолетов типов 1-5 позволяют регистрировать их в категории СЛА с взлетным весом до 500 кг, при условии, что все возможности по грузоподъемности самолета использоваться не будут. На данном этапе нами спроектированы прицепы-ангары, которые можно использовать для хранения, транспортировки и ремонта самолетов "Колибри" при любых погодных условиях. Особенности пожеланий заказчиков будут учитываться в каждом конкретном случае.
Основная колесная форма прицепа-ангара - двухосная, что позволит легко перекатывать его 1-2 людьми и обеспечивает плавность хода за любой машиной. Сцепное устройство под шар диаметром 50 мм. В прицепе возможна установка верстака, обогрева и электричества при светопроницаемой днем крыше. Внутреннее пространство прицепа зависит от типа самолета. Длина прицепа от 4 до 8 метров, ширина - 2-2,5 м.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м7.00
Длина, м5.5
Высота, м2.10
Площадь крыла,м210.0
Масса, кг
пустого408
максимальная взлетная600
Тип двигателя
ПД Rotax -912ULS, л.с100
Максимальная скорость, км/ч250
Крейсерская скорость, км/ч240
Практическая дальность, км800
Максимальная скороподъемность, м/мин360
Макс. эксплуатационная перегрузка6
Полезная нагрузка:один пассажир
Экипаж, чел 2

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz