ХАИ-5 (Р-10)
Высотный разведчик

1936
Весной 1936 года группа специалистов под руководством профессора Харьковского авиационного института И.Г.Немана, сконструировала двухместный разведчик монопланной схемы, названный Р-10 (ХАИ-5). Самолет ХАИ-5 являлся двухместным монопланом с низкорасположенным крылом, закрытой кабиной летчика, экранированной турелью стрелка и убирающимся в центроплан с помощью пневматического привода одностоечным шасси с тормозными колесами. Крыло самолета оснащалось посадочными щитками Шренка с пневматическим управлением, применение которых позволило на 15 км/ч уменьшить посадочную скорость самолета и совместно с тормозами колес почти на 100 м сократить длину пробега. Наступательное стрелковое вооружение самолета состояло из двух несинхронных крыльевых пулеметов ШКАС с боезапасом по 450 патронов, на штурмовом варианте предусматривалась установка четырех таких пулеметов. В кабине летнаба размещался подвижный оборонительный пулемет ШКАС с боезапасом 600 патронов. На самолете обеспечивались внутренняя подвеска в фюзеляжном бомбоотсеке 300 кг бомб. Самолет имел аэрофотоаппаратуру и радиооборудование для двухсторонней радиосвязи. В конце августа 1936 года на государственные испытания поступил опытный многоцелевой самолет ХАИ-5, предназначенный для использования в качестве разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. По оценке летчиков ХАИ-5 обладал удовлетворительной устойчивостью по всем трем осям. Его техника пилотирования ничем не отличалась от техники пилотирования других самолетов разведывательного типа и все элементы полета выполнялись довольно легко, без напряжения. Испытатели отмечали, что по сравнению с разведчиками Р-5 и Р-Z, состоявшими на вооружении, самолет ХАИ-5 имел значительные преимущества в горизонтальной скорости, не уступал им в скороподъемности, обладал лучшим обзором для членов экипажа и большими углами обстрела. Несмотря на то, что ХАИ-5 почти на 60 км/ч уступал в максимальной скорости горизонтального полета самолету Р-9 с неубирающимся шасси, он был рекомендован к принятию на вооружение под обозначением Р-10. Самолет Р-10 состоял на вооружении авиационных частей до начала Великой Отечественной войны. Его сменили затем более скоростные двухмоторные самолеты Пе-2 и Пе-3, а также истребители, применяемые в качестве разведчиков. Для гражданской авиации строился почтово-грузовой вариант самолета, который эксплуатировался на воздушных линиях под маркой ПС-5 (почтовый самолет-пятый). Всего за 1938-1940 годы было выпущено 528 самолетов.
Тактико-технические характеристики
Экипаж, чел2
Размах крыла, м12.2
Длина, м9.4
Высота, м3.8
Масса, кг
взлётная2880
Тип двигателя
ПД М-25В, л.с730
Крейсерская скорость, км/ч340
Максимальная скорость, км/ч370
Потолок, м6700
Дальность, км1300
Вооружение:2-3 х 7.62мм пулемета ШКАС, 6 х 50-кг бомб



Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz