Як-28
Фронтовой бомбардировщик

28 марта 1956 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №424-261 (приказ МАП №194 от 6 апреля), предписывающее ОКБ-115 А.С.Яковлева создание на базе Як-26 лёгкого сверхзвукового фронтового бомбардировщика "129" с экипажем из двух человек и двумя двигателями Р-11-300 конструкции ОКБ-300 С.К.Туманского. В начале 1958 года был построен прототип (переделан из серийного Як-26). 5 марта 1958 года Як-129 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В.М.Волков и штурман-испытатель Н.М.Шиповский). После первых полётов прототип был доработан. Государственные испытания возобновились 14 сентября 1959 года и продолжадись до 31 мая 1960 года. Одновременно началась подготовка к серийному производству на авиазаводе №39 в Иркутске.
Як-28 построн по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Крыло стреловидное. Шасси велосипедного топа с 2 дополнительными опорами на законцовках крыла. Силовая установка состояла из 2 ТРД Р-11-300 различных модификаций, расположенных в мотогондолах под крылом. Самолёт мог нести бомбы калибра от 100 до 1500 кг во внутреннем бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 23-мм пушки НР-23 (боекомплект 50 патронов). В 1964 году она была заменена двухствольной пушкой ГШ-23Л.
Всего было изготовлено около 350 ударных самолётов Як-28 различных модификаций. Стоял на вооружении до середины 70-х годов. Один Як-28Л в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
"129" - прототип. Отличался двигателями Р-11А-300, радиолокационным прицелом РБП-3. Изготовлено 3 самолёта путём переделки из Як-26. Первый полёт 5 марта 1958 года.
Як-28 ("изделие Б") - серийный бомбардировщик. Отличался двигателями Р-11АФ-300, радиотехнической системой ближней навигации РСБН-2 "Свод". В 1959 году изготовлено 5 самолётов.
Як-28-64 - опытный перехватчик. Отличался размещением 2 двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Разработан в 1964 году. Изготовлен в 1 экземпляре.
Як-28Б ("изделие 28Б") - бомбардировщик с радиолокационным прицелом РБП-3. В 1959-1961 годах изготовлено 37 самолётов.
Як-28БИ - бомбардировщик с РЛС бокового обзора "Булат". Вместо пушки НР-23 устанавливалась ГШ-23Л. Разработан в 1965 году.
Як-28ВВ - самолёт вертикального взлёта (проект). Отличался 2 подъёмно-маршевыми двигателями Р-27АФ и 4 подъёмными Р-39П-300.
Як-28И ("изделие 28И") - бомбардировщик с радиолокационным прицелом "Инициатива-2" и оптическим ОПБ-11. Отличался двигателями Р-11АФ2-300 со всережимным реактивным соплом, круглыми воздухозаборниками, увеличенным запасом топлива, автономной системой пожаротушения. Длина фюзеляжа увеличена на 550 мм. Разработан в 1960 году. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 223 самолёта.
Як-28ИМ - доработанный. Оснащался 4 подкрыльевыми пилонами для дополнительного вооружения.
Разработан в 1969 году. Серийно не выпускался.
Як-28Л ("изделие 28Л") - бомбардировщик радиодальномерной станцией ДБС-С "Лотос". Отличался двигателями Р-11АФ-300, овальными воздухозаборниками, увеличенным запасом топлива, изменённым остеклением кабины штурмана, составом БРЭО. В состав вооружения включена бомба ФАБ-1500.
Разработан в 1960 году. Первый полёт 30 сентября 1960 года. В 1962-1964 годах изготовлено 67 самолётов. На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в частях ВВС.
Як-28Н - ракетоносец. Оснащался системой вооружения К-28П. Разработан в 1965 году. Построен 1 опытный образец.
Як-28П ("изделие 40") - перехватчик. Разработан в 1960 году. Изготовлено 435 самолётов. Официально на вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в частях ПВО.
Як-28ПД - доработанный перехватчик. Отличался составом оборудования.
Як-28ПМ - модернизированный перехватчик. Отличался двигателями Р-11АФ3-300. Разработан в 1962 году. Серийно не выпускался.
Як-28ПП ("изделие 28ПП") - постановщик помех.
Як-28Р ("изделие 28Р") - тактический разведчик. Разработан в 1962-1963 годах. Выпускался на Иркутском авиазаводе с января 1966 года. До 1970 года выпущено 183 самолёта.
Як-28РЛ - опытный самолёт с телевизионным разведывательным комплексом.
Як-28РР ("изделие 28РР") - самолёт радиолокационной разведки.
Як-28СР ("изделие 28СР") - самолёт-распылитель. Предназначался для распыления жидких и порошкообразных веществ с низких высот. Разработан в 1963 году на базе Як-28Л.
Як-28У (Як-129У, "изделие 28У") - учебный. Отличался двумя раздельными кабинами, расположенными тандемом, сокращённым составом БРЭО, дополнительным топливным баком на 1350 л. В 1961-1968 годах изготовлено 187 самолётов.
Як-28УРП - перехватчик с твердотопливными ускорителями. Переоборудован 1 Як-28П.

Тактико-технические характеристики
Общие
CтранаСССР
КонструкторАлександр Сергеевич Яковлев
ФирмаОКБ им. А. С. Яковлева
Год начала проектирования1956
Первый полёт1958
Экипаж2
Габариты самолёта, м
размах крыльев11.78
длина20.02
высота4.3
Площадь крыла, м235.25
Масса самолёта, кг
максимальная взлётная18080
Двигатель:
ТРД Р11АФ2-300 тягой, кгc2 по 6100
Максимальная скорость, км/ч1850
практический потолок, м14500
Максимальная дальность полета, км2070

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz