УТ-1Б
Легкий штурмовик

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Яковлев УТ-1б - легкий штурмовик, переделан из учебно-тренировочного и спортивно-акробатического самолета УТ-1. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси (основные стойки в обтекателях). Проект учебного АИР-14 был выполнен в ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева. Опытный образец вышел на испытания в конце 1935 г.
Учебные УТ-1 выпускались серийно с декабря 1936 г. заводами №115 в Москве (малая серия), № 47 в Ленинграде (с середины 1937 г.)и заводом № 3 комбината № 150 в Ступино (с конца 1937 г.). УТ-1 состоял на вооружении в СССР и Китае с 1937 г.
С осени 1938 г. самолеты выпускались с улучшенным оборудованием и фото-кинопулеметом, с 1939 г. - с удлиненной моторамой.
Как учебно-тренировочный УТ-1 использовался в летных школах и истребительных авиачастях. На Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией их применяли как быстроходные самолеты связи. В Великой Отечественной войне их также задействовали для связи, а в начале боевых действий - и как ближние разведчики (например, в августе 1941 г. под Каневом).
Первый вооруженный вариант УТ-1 (учебный) был спроектирован в начале 1941 г. на заводе № 47 под руководством Е.Г. Адлера, но серийно не выпускался. С осени 1941 г. выполнялись кустарные переделки УТ-1 в легкий штурмовик непосредственно на фронте с различными вариантами вооружения (2x7,62; 2x12,7; 2х7,62+2хНУРС).
В январе 1942 г. в мастерских Ейского училища под руководством Н.Ф. Романенко спроектирована модификация УТ-1б с вооружением 2х7,62+2хНУРС (позднее 4хНУРС). Переделка осуществлялась в мастерских с февраля того же года. В общей сложности доработано более 50 машин.
С мая 1942 г. они применялись ВВС Черноморского флота под Севастополем и Анапой. В августе - сентябре УТ-1б штурмовали технику немцев на перевалах Кавказа. Эти самолеты использовались также ночью для подавления зенитной артиллерии и уничтожения прожекторов. В конце декабря 1942 г. машины были разоружены и далее использовались как связные.
Производство УТ-1 прекратили в 1939 г. В Советском Союзе они эксплуатировались до конца войны.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м7.30
Длина, м5.78
Высота, м2.34
Площадь крыла, м29.58
Масса, кг
пустого самолета480
нормальная взлетная760
Тип двигателя
ПД М-11Г, л.с115
Максимальная скорость , км/ч190
Крейсерская скорость , км/ч160
Практическая дальность, км520
Практический потолок, м4600
Экипаж,чел1
Вооружение:два 7.62-мм пулемета и 2-4 НУРС.

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz