Методика "Опасный фактор - уход от него"

Обеспечение Безопасности Полетов (БЗП) - одна из узловых проблем, от успешного решения которой во многом зависит способность авиации выполнять задачи по предназначению.
Начиная с конца 80-х годов в развитии принципов подхода к оценке и обеспечению БЗП, наметился качественный скачок - переход от накопления и анализа многочисленных и зачастую разрозненных факторов о причинах Авиационных Происшествий (АП) и Предпосылок к Летным Происшествиям (ПЛП) к ним к созданию общей теории и общих подходов обеспечения БЗП.
Впервые новые подходы начали внедряться в авиации ПВО. Если раньше основными задачами обеспечения БЗП являлись анализ аварийных ситуаций и разработка рекомендаций по их предупреждению после того, как АП произошло, то сейчас задача состоит в том, чтобы предвидеть возможные опасности и своевременно их предотвращать.
Вся работа по обеспечению БЗП в конечном итоге сводится к проведению конкретных мероприятий по выявлению опасных факторов и предотвращению их возникновения.
Наиболее эффективным направлением деятельности по предотвращению АП является активный поиск опасных факторов, их устранение или принятие мер по уклонению от них. Деятельность по методике "опасный фактор - уход от него" не является чем-то новым. Любой человек, прежде чем лезть в электророзетку, подумает, к чему это может привести, да даже безопасно перейти улицу невозможно не проанализировав опасные факторы. Большинство летчиков по мере накопления опыта сознательно, или не вполне, приходят к этой методике обеспечения своей безопасности.
Суть. Весь процесс непосредственной подготовки и выполнения полета разделяется на возможно большее количество этапов, для каждого этапа скрупулезно определяются опасные факторы и меры как от них уйти.
Например:
Этап запуска двигателей: что может быть здесь опасного: запуск с неснятыми заглушками, чехлами, без колодок, без заземления, недостаточное напряжение, которое выдает АПА, наличие людей вблизи двигателей и т.д.
Этап взлета: не закрыт фонарь, не выпущена взлетная механизация, не выключено взлетное положение МРК, тяга двигателя не соответствует взлетному режиму, явно и резко ухудшается погода. И так по каждому этапу как можно подробнее и с указанием мер по предупреждению. Каждое действие летчика должно предваряться вопросом "к чему это приведет?" (или попроще, - а не дурак ли я?). Каждому опасному фактору должны быть продуманы меры по его избежанию или по достойному выходу.
Такая методика работы ничего общего не имеет с боязнью собственной тени, с постоянным ожиданием неприятностей в воздухе, со страхом - как бы чего не вышло. Напротив знание опасных факторов способствует уверенности: мол меня не подловишь, я знаю, что на этом этапе возможно влипнуть в такую-то неприятную историю, но я в нее не попаду так как знаю о ее существовании и знаю и умею как выйти из нее.



Мой сайт в авиационном рейтинге! Красным - текущая позиция. Сверху - всего посетителей. Снизу - всего посетителей за день! Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz