Генерал-майор Александр ХАРЧЕВСКИЙ: "Наши самолёты лучше!"

Липецк, безусловно не Ле Бурже и не Фарнборо с их всемирно известными аэрокосмическими салонами, однако традиционные авиашоу, которые проходят здесь в августе, собирают не меньшую аудиторию, чем ведущие выставки мира. Ничего удивительного. Виражи, которые выписывают в липецком небе обычные строевые летчики, подчас сложнее и фантастичнее всего, что могут предложить асы западных ВВС.
19 августа в Липецке вновь пройдет большой авиационный праздник. Накануне этого события наш корреспондент побеседовал с начальником Липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации имени Чкалова генерал-майором Александром Харчевским. - Александр Николаевич, в канун праздника не принято говорить о проблемах, и все же трудности российских ВВС общеизвестны...
- Ситуация действительно непростая, и сегодня нас выручает запас прочности, созданный много лет назад. Мы продолжаем эксплуатировать старые самолеты. Совершенствуем старые системы управления оружием. Но оно по-прежнему остается грозной силой. Меня больше беспокоит другое - падение престижа ВВС, престижа профессии пилота. В авиационных институтах сегодня нет конкурса, и это самое грустное.
- Вы полагаете, что очередной авиафорум резко изменит профессиональные ориентиры молодежи? - Нет, конечно. Однако равнодушно наблюдать за тем, как приходит в упадок российская авиация, а вместе с ней и целый сектор российской экономики, мы просто не вправе. Это ведь десятки тысяч рабочих мест, это высокие технологии, которые, увы никак не найдут применения в гражданских отраслях промышленности.
- Как известно, проведение авиафорума стало возможным благодаря личному участию президента РФ Владимира Путина.
- Во время совместного перелета на Су-27 из Краснодара в Грозный мы говорили о трудностях, с которыми сталкивается сегодня авиация вообще и фронтовая в частности. Именно тогда я пригласил президента на авиашоу в Липецк, попутно заметив, что для того, чтобы его провести, необходимо топливо. Президент обещал помочь и сдержал слово.
- Не секрет, что те самолеты, которые авиацентр продолжает эксплуатировать сегодня, появились 15-20 лет назад. Между тем, на Западе создаются все более современные машины. В частности, в США летают "невидимки" F-17 и В-2, во Франции, возможно, в скором времени пойдет в серию истребитель нового поколения "Рафаль", в Англии и Германии - "Еврофайтер". Иными словами, объективно мы начинаем отставать.
- Это не совсем так. Наши самолеты постоянно модернизируются и на сегодняшний день вполне соответствуют мировому уровню. Скажу больше: наши самолеты лучше. Я убедился в этом лично, поскольку летал и на F-15, и на F-16. В августе 1992 года на американской авиабазе Лэнгли впервые было проведено совместное маневрирование Су-27 УБ и F-15D. После полетов американские летчики, отвечая на вопросы журналистов о том, какой истребитель оказался лучшим, с некоторым смущением отмечали, что оба хороши и примерно равны в своих возможностях. Однако, в беседах с русскими пилотами и техническими специалистами признавали безусловное превосходство Су-27. "Иглу" ни разу не удалось выйти "в хвост" российскому истребителю.
- Вернемся к предстоящему авиафоруму. Какие именно машины смогут увидеть липчане и гости города?
- Не только привычные истребители Миг-29, Су-25, фронтовой бомбардировщик Су-24, но и самолеты так называемой "малой авиации". До недавнего времени они практически не выпускались в нашей стране. Однако сегодня отечественные КБ готовы восполнить пробел. На авиафоруме, в частности, будут представлены самолеты Су-29, Су-31, Ил-103, Аккорд-1, Дубна-2. Кроме того, предполагается впервые в Липецке продемонстрировать и некоторые новинки боевой техники. В том числе самолет с обратной стреловидностью крыла С-37 "Беркут", самолет Су-37, оснащенный двигателями с отклоняемым вектором тяги, обладающий уникальными пилотажными характеристиками, нашумевший вертолет фирмы Камова Ка-52 "Аллигатор". В небо поднимутся лучшие военные пилоты России, которые покажут сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Впервые в практике мировой авиации на липецком форуме "Небо России-2000" будет продемонстрирован уникальный строй "Крылья России" - прохождение в одном строю 12 боевых самолетов фронтовой авиации. Так что хочу пригласить всех читателей 19 августа на военный аэродром Липецка.
Александр ГРИШАЕВ.
Фото Андрея АРХИПОВА.




Мой сайт в авиационном рейтинге! Красным - текущая позиция. Сверху - всего посетителей. Снизу - всего посетителей за день! Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz