Авиационная техника: Удивительное рядом...

В физике хорошо известен эффект самосинхронизации колебаний, открытый изобретателем маятниковых часов Христианом Гюйгенсом (1629 - 1695). Он обнаружил, что пара маятниковых часов, ходивших по-разному, самосинхронизируются, если их повесить на нежестко закрепленной легкой балке.
Эффект самосонхранизации вращающихся тел был открыт советскими учеными через 300 лет и зарегистрирован в 1987 году. Установленные на общем основании роторы через некоторый отрезок времени начинали вращаться и синхронно и синфазно. При этом, даже отключение одного из электромоторов не приводило к остановке вращения ротора. Система продолжала работать в уравновешенном состоянии. Более подробно данный эффект изложен в ежегоднике "Наука и человечества" за 1989 год.
Я думаю, многие пилоты многомоторных самолетов обращали внимание на самосинхронизацию двигателей. При этом синхронизация происходит на установившемся режиме работы и, как правило, на обоих крыльях. Это можно объяснить описанным выше эффектом.
Но вот, что заставляет самосинхронизироваться лопасти вертолетов, летящих строем или стоящих рядом с работающими двигателями?
Синхронизируются не только несущие, но и задние винты. Это не фотоэффект, смотрите на тени от лопастей. Вряд ли, это и аэродинамическое взаимодействия, как в гусином клине. Несомненно, что такой режим полета энергетически выгоден, но что связывает вертолеты в единую систему и "сваливает" в энергетическую яму? Не хочется думать о квантовых и спин-эффктах. Скорее всего, все гораздо проще. Но как?
Жду ваших теорий, объяснений, предложений и догадок.




Мой сайт в авиационном рейтинге! Красным - текущая позиция. Сверху - всего посетителей. Снизу - всего посетителей за день! Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz