Атмосферное давление на аэродроме (давление на аэродроме) - значение атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.), в миллибарах (мбар) или гектопаскалях (гПА) на уровне порога ВПП.

Аэродром - земельный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродром горный - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.

Аэродром запасной - указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете аэродром (в том числе аэродром вылета), куда может следовать ВС, если посадка на аэродроме назначения невозможна.

Аэродром назначения - аэродром, указанный в плане полета и в задании на полет как аэродром намеченной посадки.

Аэродромный круг полетов (схема полета в зоне взлета и посадки) - установленный маршрут в районе аэродрома, по которому (или части которого) выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на посадку, ожидание посадки, выполнение полета над аэродромом.

Аэронавигационная информация - сведения, касающиеся характеристик и фактического состояния аэродрома, порядка маневрирования в зоне аэродрома, воздушных трасс, и их оборудования радио-, светотехническими средствами.

Аэронавигационный запас топлива - резерв топлива сверх расчетного количества для полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения, необходимый для изменения плана полета, вызванного направлением на запасной аэродром, отклонением от утвержденного маршрута, усилением скорости ветра и другими обстоятельствами.

Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки ВС и обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Аэропорт международный - аэропорт, выделенный для приема, выпуска и обслуживания ВС, выполняющих международные полеты, и имеющий пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля.

Безопасность полетов - комплексная характеристика воздушного транспорта, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО) самолетов и вертолетов ГА - технические средства, как функционально связанные с конструкцией ВС, так и съемные средства и снаряжение, используемые при возникновении аварийной обстановки на борту.

Боковая полоса безопасности - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе ВПП, предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях за ее пределы ВС при взлете и посадке.

Болтанка - беспорядочные перемещения ВС при полете в турбулентной атмосфере (умеренная болтанка - при приросте перегрузки до +-1.0, сильная - +-1.0 и более, а в посадочной конфигурации умеренная - +-0.3-0.4, сильная - более +-0.4).

Бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем, устройств, а также систем отображения информации на борту ВС, предназначенных для обеспечения задач ручного, автоматизированного, полуавтоматического и автоматического самолетовождения от взлета до посадки и выдачи информации экипажу.

Взлетная дистанция - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки высоты 10 м относительно уровня ВПП в точке отрыва.

Видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры (освещенные объекты) ночью. При принятии решения на вылет, взлет или посадку фактическая видимость определяется с учетом имеющегося на данном аэродроме светотехнического оборудования.

Видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.

Видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

Воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение по вертикали и горизонтали ВС и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства (на воздушной трассе, МВО, установленном маршруте, в районе аэродрома, аэроузла и районе авиационных работ).

Воздушная трасса, местная воздушная линия - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов ВС и обеспеченный аэродромами, средствами навигации, контроля и управления воздушным движением.

Воздушное движение - движение ВС, находящихся в полете, и движение ВС на площади маневрирования аэродрома.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие - ВС, получившее при взлете, полете, посадке или при падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также ВС, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Воздушное судно, терпящее бедствие - ВС, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.

Время полета самолета - период времени от начала движения самолета при взлете или от начала увеличения режима работы двигателей при взлете без остановки на исполнительном старте до окончания пробега при посадке.

Время полета вертолета - период времени от начала разбега вертолета при взлете (от начала взятия "шаг-газа" при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до сброса "шаг-газа" при вертикальной посадке).

Вынужденная посадка - посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану.

Высота безопасная - минимально допустимая высота полета, гарантирующая ВС от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней.

Высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого нижнего слоя облаков. В случае, когда нижнюю границу облаков определить невозможно, следует руководствоваться вертикальной видимостью.

Высота перехода - установленная в районе аэродрома высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на значение давления 760 мм рт.ст. (1013.2 Мбар) при высоте заданного эшелона.

Высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до ВС. В зависимости от уровня начала отсчета различают высоты истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под ВС), относительную (от уровня порога АПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа и т.п.), абсолютную (от уровня моря).

Диспетчерская информация - информация, передаваемая диспетчерами о работе радио-, электротехнических средств, состоянии аэродромов, другие сведения, необходимые для выполнения полета.

Диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое диспетчером службы движения командиру ВС, связанное с выполнение полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов в ГА.

Диспетчерская рекомендация - рекомендация экипажу по принятию мер, касающихся выполнения полета, и используемая по усмотрению экипажа.

Диспетчерское указание - указание диспетчера службы движения командиру ВС, связанное с выполнением задания на полет и обязательное для использования.

Диспетчерское обеспечение плана воздушного движения - оформление и передача органами службы движения предварительного плана (заявки) на выполнение предстоящих полетов в органы, контролирующие и разрешающие полеты в закрепленном за ними воздушном пространстве, получение и подача сообщений о разрешении полетов, а также принятие оперативных мер по обеспечению безопасности и регулярности движения ВС.

Задание на полет - документ установленной формы, содержащий необходимые сведения об экипаже, ВС и определяющий цель полета (полетов).

Заход на посадку визуальный - заход, который частично или полностью выполняется по установленной схеме визуального захода с соблюдением ПВП.

Заход на посадку по приборам - заход, выполняемый по ВПП по установленной схеме, с использованием радиотехнических систем, под управлением и (или) контролем диспетчера службы движения.

Заявка на полет, предварительный план полета - документ установленной формы, подаваемый в установленное время в соответствующий орган УВД и содержащий необходимые сведения для обеспечения полета (полетов).

Зона взлета и посадки - воздушное пространство от уровня аэродрома до высоты второго эшелона включительно, в границах, обеспечивающих маневрирование ВС при взлете и заходе на посадку.

Зона ожидания - воздушное пространство определенных размеров, установленное, как правило, над РНТ района аэродрома (аэроузла) для ожидания ВС очереди подхода к аэродрому или заходу на посадку.

Зона (район) подхода - воздушное пространство в районе аэродрома (аэроузла), исключая зону взлета и посадки, и воздушное пространство в районе МДП.

Контрольная точка аэродрома - условная точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.

Контрольный пункт (ориентир) - определенный географический ориентир, относительно которого должно быть сообщено местонахождение ВС.

Конфигурация самолета - сочетание положения средств механизации крыла, шасси, внешних подвесок и других частей и агрегатов самолета, определяющих его аэродинамические качества.

Концевая полоса безопасности - специально подготовленный участок взлетной полосы, примыкающий к концам ВПП и БПБ, предназначенный для повышения безопасности при возможном выкатывании за их пределы ВС при взлете и посадке.

Летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения.

Летная полоса - часть летного поля, предназначенная для взлета и посадки ВС, включающая ВПП, БПБ и КПБ.

Местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 м в радиусе 25 км.

Местность холмистая - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями рельефа от 200 до 500 м в радиусе 25 км.

Минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых на данном аэродроме разрешается выполнять взлет и посадку ВС данного типа.

Минимум аэродрома тренировочный - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых на данном аэродроме разрешаются тренировочные полеты на ВС данного типа.

Минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), позволяющие безопасно производить взлет и посадку на ВС данного типа.

Минимум командира воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых командиру разрешается выполнять взлет, посадку или взлет по ВПВ (ОПВП) на ВС данного типа.

Минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ данного вида.

Ограничения по скорости ветра - предельно допустимые значения продольной и боковой составляющей скорости ветра, позволяющие безопасно производить взлет и посадку на ВС данного типа, а также предельно допустимые значения скорости ветра, при которых разрешается выполнение авиационных работ данного вида.

Обледенение - отложение льда на различных частях ВС (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0.5 мм/мин, умеренное - от 0.5 до 1 мм/мин, сильное - более 1 мм/мин).

Опасное сближение - не предусмотренное заданием на полет сближение ВС между собой или другими материальными объектами на интервалы менее половины установленных НПП, в результате которого возникает опасность столкновения.

Орган управления воздушным движением - общий термин, означающий в соответствующих случаях центры единой системы управления воздушным движением, а также ведомственные командные и диспетчерские пункты, выполняющие в пределах своей компетенции функции планирования, координирования и непосредственного управления воздушным движением в установленных для них зонах и районах.

Особый случай - ситуация, которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания ВС в условия, требующие от экипажа действий, отличающихся от обычного пилотирования ВС.

Переходный слой - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода. Полеты ВС в режиме горизонтального полета в переходном слое запрещаются.

Полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение ВС и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.

Полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение ВС и его местоположение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам.

Порог ВПП - начало участка ВПП, который может использоваться для посадки ВС.

Посадочная дистанция - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом с высоты 15 м (9 м для самолетов со скоростью захода на посадку менее 200 км/ч при градиенте снижения не более 5 %) над уровнем торца ВПП до полной его остановки.

Посадочная площадка - земельный (водный, ледовый) участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодная для взлета и посадки ВС.

Потеря ориентировки - обстановка, при которой экипаж ВС не знает и не может установить свое местонахождение с точностью, необходимой для определения направления полета в целях выполнения задания на полет.

Предпосадочная прямая - заключительная часть схемы захода на посадку от точки выхода из четвертого разворота до точки приземления.

Проверка летная - определение уровня профессиональной подготовленности лиц летного состава в процессе выполнения ими задания на полет.

Проверяющий - должностное лицо командно-летного, инспекторского или инструкторского состава, имеющее допуск к инструкторским полетам на ВС данного типа и включенное в экипаж в целях его летной проверки, тренировки или провозки по трассе.

Пункт обязательных донесений - географическая точка на воздушной трассе, о пролете которой экипаж обязан сообщить диспетчеру (органу УВД).

Район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Расчетное время прилета - расчетное время (момент) выхода ВС на ДПРМ или ОПРС аэродрома (КТА при отсутствии радиосредств).

Режим полета - параметры полета ВС.

Рубеж ухода (возврата) - рубеж, рассчитанный так, чтобы в случае ухода от него на запасной аэродром количество топлива на борту ВС к расчетному времени прилета на запасной аэродром было не менее чем на 30 мин. полета на высоте круга.

Сборник аэронавигационной информации (АИП) - официальный документ, издаваемый государством или с его санкции и содержащий аэронавигационную информацию, необходимую для обеспечения полетов иностранных судов в пределах воздушного пространства данного государства.

Сдвиг ветра - изменение направления и/или скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты; умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты; сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты; очень сильный - от 6 и более м/с на 30 м высоты).

Сигнал бедствия ( "СОС"- телеграфный, "Терплю бедствие", "МЭЙДЭЙ"- радиотелефонный) - международный сигнал, передаваемый в случаях, когда ВС и находящимся на нем пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь.

Сигнал срочности ("ЬЬЬ" - телефонный, "ПАН" - радиотелефонный) - международный сигнал, передаваемый в случаях возможной опасности для ВС и находящихся на нем пассажиров и экипажа.

Скорость принятия решения - наибольшая скорость разбега самолета, при которой в случае критического отказа двигателя возможно как безопасное прекращение, так и безопасное продолжение взлета.

Сложные метеоусловия - видимость 2000м и менее и (или) высота нижней границы облаков 200м и ниже при их общем количестве более 3 баллов.

Сложная орнитологическая обстановка - нахождение или появление птиц на пути движения ВС ( на ВПП при разбеге и пробеге или на траектории полета), которое может привести к столкновению с ними.

Установленный маршрут - маршрут вне воздушной трассы, местной воздушной линии, согласованный с компетентными органами, заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для выполнения авиационных работ.

Флайт-план - документ установленной формы, представляемый диспетчеру службы движения КВС и содержащий определенные формализованные сведения о предстоящем полете или части полета, необходимые для отработки, индикации и обеспечения полета.

Экипаж гражданского ВС - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию ВС при выполнении задания на полет.

Эшелонирование - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение ВС в воздушном пространстве, обеспечивающее безопасность воздушного движения.

Эшелон нижний (минимально безопасный) - ближайший к безопасной высоте расчетный эшелон полета, расположенный выше безопасной высоты.

Эшелон перехода - установленный эшелон для перевода шкалы давления барометрического высотомера с давления 760 мм рт. ст. (1013.2 Мбар) на давление аэродрома или минимальное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон аэродрома (аэроузла, части района УВД).



Прислал В.Шильников



Мой сайт в авиационном рейтинге! Красным - текущая позиция. Сверху - всего посетителей. Снизу - всего посетителей за день! Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz