Е-152
Экспериментальный истребитель-перехватчик

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1961
Е-152/1 (Е-166), Е-152/2 - истребитель-перехватчик с двигателем Р-15-300 и управляемыми ракетами К-9. В 1959 г. начато проектирование и выпуск рабочих чертежей по переоборудованию второго экземпляра Е-150 в Е-152. В 1960 г. первый экземпляр самолета Е-152/1 был выпущен из производства, и на нем началась наземная отработка в условиях завода. 16 марта 1961 г. после получения летного двигателя Р-15-300 самолет отправили на заводские испытания. Первый вылет состоялся 21 апреля, самолет пилотировал летчик-испытатель Г.К. Мосолов. До получения РЛС ЦП-1 в носовой части самолета устанавливался центровочный груз весом 263 кг. За время заводских испытаний, проходивших с 16 марта 1961 г. по 8 января 1962 г. и с 20 марта по 11 сентября 1962 г., на самолете было выполнено 67 полетов, в том числе 5 с макетами ракет К-9.
На самолете Е-152/1, который получил официальное название Е-166, установлено три мировых рекорда:
7 октября 1961 г. летчиком-испытателем А.В. Федотовым установлен мировой рекорд скорости по замкнутому 100 км маршруту. Достигнута средняя скорость 2401 км/ч..
7 июля 1962 г. летчиком-испытателем Г.К. Мосоловым установлен мировой рекорд скорости. На мерной базе 15-25 км в двух направлениях достигнута средняя скорость 2681,7 км/ч. В одном из заходов самолет развил скорость свыше 3000 км/ч.
11 сентября 1962 г. летчиком-испытателем П.М. Остапенко установлен мировой рекорд высоты на базе 15-25 км, равный 22670 м. При этом была выдержана скорость 2500 км/ч.
Самолет Е-152/2 был закончен в производстве в 1 полугодии 1961 г. и 8 августа передан на аэродром для проведения испытаний. На нем улучшили систему отсоса пограничного слоя с конуса воздухозаборника за счет увеличения проходного сечения защитной сетки, а для увеличения запаса продольной устойчивости изменили порядок выработки топлива. После проведения наземной отработки 21 сентября 1961 г. состоялся первый вылет. Заводские испытания продолжались до 3 июля 1962 г. и были прекращены после 16-го полета (летчики-испытатели П.М. Остапенко, А.В. Федотов).
После закрытия темы самолеты Е-152/1 и Е-152/2 были переоборудованы в Е-152М/1 и Е-152М/2 для отработки элементов комплекса перехвата С-155.
Техническое описание самолета Е-152.
По аэродинамической схеме Е-152 представлял собой среднеплан цельнометаллической конструкции с треугольным крылом. Фюзеляж состоял из головной и хвостовой частей. Головная часть по своей конструкции полумонокок. Лобовой воздухозаборник с неподвижным радиопрозрачным трехступенчатым конусом и управляемым в полете кольцом (обечайкой). Хвостовая часть фюзеляжа по конструкции монокок. Обшивка ее выполнена из тонких стальных листов с приваренным к ним гофром. В хвостовом гребне установлен тормозной парашют щелевого типа ПТ-5605-58.
Крыло треугольное стреловидностью 53?47' с тонким профилем ЦАГИ С-9С: у корня - 3,5%, на конце - 5%.
Силовая установка состояла из ТРД Р-15-300. Форсажная камера соединялась с двигателем телескопически. Охлаждение двигательного отсека в полете осуществлялось отбором воздуха из канала за счет скоростного напора. Выход воздуха в атмосферу происходило через эжекторную щель между газовой струей и хвостовым коком фюзеляжа. На земле охлаждение осуществлялось за счет разрежения внутри фюзеляжа, создаваемого эжектирующим действием газовой струи. Вход воздуха в этом случае производилось через впускные клапаны на наружной обшивке. Общая емкость топливных баков - 4960 л. Предусматривалась подвеска ПТБ емкостью 1500 л.
Шасси трехстоечное с гидроазотной амортизацией. Передняя стойка полурычажного типа, убиралась в фюзеляж вперед против полета. Стойка оборудовалась механизмом возврата колеса в нейтральное положение. Основные стойки прямостоечного типа, при уборке укладывалась в крылья, а колеса, разворачиваясь относительно стоек, убирались в фюзеляж. Передняя стойка оснащалась колесом КТ-93 размером 660х160, основные стойки - колесами КТ-69/4 размером 880х230.
Оборудование включало в себя: РЛС ЦП-1, счетно-решающий прибор ВБ-158 с комплектом датчиков, автопилот АП-39, систему САЗО-СПК, курсовую систему КСИ, авиагоризонт АГД-1, навигационно-пилотажные приборы системы "Путь-2", УКВ радиостанцию РСИУ-5 "Дуб-5", радиополукомпас АРК-10 "Ингул", радиоответчик системы опознавания СРО-2М "Хром", активный ответчик СОД-57МУ.
Вооружение самолета состояло из двух ракет К-9. Подвеска осуществлялась с помощью АПУ установленных на законцовках крыла.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м8.49
Длина, м19.0
Высота, м-
Площадь крыла,м242.02
Масса, кг
максимальная взлетная14350
Тип двигателя
ТРД Р-15-300, кгс10150
Максимальная скорость, км/ч3030
Практический потолок, м22670
Экипаж, чел1
Вооружение:2 УР К-9

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz