Стратегический бомбардировщик

Первые серийные бомбардировщики М-4 обладали недостаточной дальностью полёта. Единственным реальным в то время способом увеличения дальности было применение дозаправки топливом в воздухе. В сентябре 1953 года ОКБ-23 было поручено оснастить самолёт такой системой. Разработка системы заправки "шланг-конус" была поручена ОКБ-918 С.М.Алексеева. Для отработки системы использовались летающие лаборатории на базе Ил-28 и МиГ-19. Затем испытания продолжили с использованием прототипа "М" и 2 серийных М-4. Первая передача топлива в воздухе состоялась 11 июля 1955 года. 27 сентября 1956 года начались Государственные испытания в ГК НИИ ВВС (для этого были переоборудованы ешё 2 серийных М-4). 8 февраля 1957 года был выполнен полёт на расстояние 14500 км с двумя дозаправками. Государственные испытания завершились в июне 1958 года с положительной оценкой. Танкер был принят на вооружение под обозначением М-4-II (М-4-2). Так как в это время уже развернулось производство более совершенного бомбардировщика 3М (М-6), было решено все находящиеся в строю М-4 переоборудовать в заправщики.
В конце 70-х годов в связи с сокращением по международным договорам стратегических наступательных вооружений бомбардировщики МН и 3МС начали переоборудоваться в запрввщики, соответственно 3МН-2 и 3МС-2. Разработка проводилась при участии специалистов СибНИА. Переоборудование осуществлялось на авиаремонтном заводе №360 в Рязани. 3МН-2 и 3МС-2 долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации (3М, Ту-22КД, Ty-22M, Ту-95, Ту-160), противолодочных Ту-142 и самолётов ДРЛО Ту-126, оборудованных системой "Конус". До появления американского танкера KC-10 это были самые мощные заправщики в мире. Большинство из них было сосредоточено в 1230 тбап (аэродром Энгельс), который позже был переименован в 1230 апсз.
При переоборудовании бомбардировщика М-4 в заправщик в у него в бомбоотсеке устанавливался дополнительный бак на 3600 л и комплексный агрегат заправки. Дозаправка могла производиться в диапазоне высот 6000-9000 м и при скорости 470-510 км/ч. На дальности 4000 км заправщик способен передать до 40 т топлива. При демонтаже дополнительного бака и КАЗ самолёт мог быть снова превращён в бомбардировщик. Переоборудоване ЗМН и 3МС было уже необратимым: у них зашивались створки бомболюка и оставался только небольшой люк для выпуска шланга с конусом.
В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ty-22M. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ С.В.Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей. Заправщики 3МН-2 и 3МС-2 эксплуатировались до 1994 года, а затем были выведены в резерв. Постепенно они ставились на консервацию, а затем утилизировались. Один 3МС-2 передан в музей ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.
3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.
3МН-2 (3МН-II) - заправщик на базе 3МН.
3МС-2 (3МС-II) - заправщик на базе 3МС.
М-4-2 (М-4-II) - заправщик на базе М-4. Разработан в 1953 году. С 1958 года переоборудованы все ранее выпущенные М-4.
М-4Р-2, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42, РСБН-2с, ДИСС-1).
Тактико-технические характеристики
Общие
CтранаСССР
КонструкторВладимир Михайлович Мясищев
Первый полет, год1953
Экипаж8
Габариты самолёта, м
размах крыльев53.14
длина51.7
высота14.1
Площадь крыла, м2320.0
Масса самолёта, кг
максимальная взлётная202000
пустого самолёта74430
максимальная бомбовая загрузка24000
Двигатели
ТРД ВД-7, кгс4 по 11000
Максимальная скорость, км/ч940
Практический потолок, м15600
Максимальная дальность полёта, км15400

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz