Су-25УБ
Учебно-боевой самолёт

19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов лёгкого самолёта-штурмовика, в котором приняли участие ОКБ А.И. Микояна, С.В. Ильюшина,П.О. Сухого и А.С.Яковлева. ОКБ П.О.Сухого вместе с аванпроектом Т-8 представило на конкурс и его учебный двухместный вариант Т-8УБ. В 1977 году началось эскизное проектирование Т-8УБ. В 1981 году ОКБ приступило к постройке прототипа с использованием планёра серийного Су-25, но по ряду причин изготовление затянулось, а в 1983 году вовсе прекратилось, так как в МАП приоритетной задачей считали создание модернизированного штурмовика Су-25T, для прототипа которого и был использован недостроеннный планёр.
В 1981 году в Улан-Удэ завершилось производство самолёта МиГ-27 и было решено развенуть серийное производство Су-25УБ там. Вместе с запуском серийного производства решили совместить и постройку опытных экземпляров "спарки". В 1982 году на завод была передана вся техническая документация. В 1984 году были изготовлены первый 5 фюзеляжей, 2 из которых были использованы для постройки первых прототипов (3 других передали в ОКБ для доработки в прототипы Т-8М). Первый прототип Т8-УБ1 был готов к июлю 1985 года. 10 августа 1985 года лётчик-испытатель А.А.Иванов впервые поднял его в небо с заводского аэродрома в Улан-Удэ. После второго полёта он был передан в ЛИИ для проведения заводских испытаний, которые продолжались до 13 декабря. В конце декабря был облётан второй прототип - Т8-УБ2. В начале 1986 года оба прототипа были предъявлены на Государственные испытания, продолжавшиеся в течение всего года. Так как все системы уже были испытаны на Су-25 и отработаны в серийном производстве, испытания прошли без серьёзных трудностей.
Запуск в полномасштабное производство был осуществлён на Улан-Удинском авиазаводе в 1986 году. В 1987 году первые Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС (пока их не было подготовка лётчиков велась на L-39).
Су-25УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54', с постоянной относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит из выдвижных предкрылков и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш, размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя. Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. По сравнению с Су-25 запас топлива во внутренних баках уменьшен. Для увеличения дальности полёта под крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина экипажа негерметичная, пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20, оборудована катапультными креслами К-36Л и двойным управлением. Рабочее место второго члена экипажа (инструктора) установлено на 400 мм выше первого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления и сигнализации, с помощью которых может осуществляться контроль за действиями обучаемого и при необходимости переключение управления из первой кабины во вторую. В состав БРЭО включено СПУ. Состав вооружения аналогичен Су-25.
Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием Су-25УБ обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях. Его основные лётно-технические характеристики практически не отличаются от характеристик одноместного штурмовика. В процессе учебных полётов самолёт позволяет решать задачи обучения пилотированию днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, полётам по приборам, атаки наземной цели со стрельбой из фотокинопулемётов или бортового оружия, выполнять бомбометание, обучение действиям в особых случаях полёта с отказом различных систем.
Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 - Словакии. Модификации самолёта:
Т8-УБ1, Т8-Уб2 - прототипы. Изготовлены в Улан-Удэ в 1985 году.
Су-25УБ (Т8-УБ) - серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
Су-25УБК - экспортный (коммерческий). Отличается составом оборудования. В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
Су-25УБМ - модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ.
Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) - учебно-тренировочный. Изготовлен в 1987 году в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
Су-25УТГ (Т8-УТГ) - палубный учебно-тренировочный. Отличается наличием посадочного гака. На самолётах более позднего выпуска крылья складные. Выпускается в Улан-Уде.
Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz