Ил-103СХ
Легкий сельскохозяйственный самолет

Разработчик: ОКБ Ильюшина,
Страна: Россия
Первый полет: 2000
29 марта 2000 года летчик-испытатель АК имени С.В.Ильюшина А.Д.Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ. Эта машина появилась, фактически, на развалинах сельхозавиации бывшего СССР. О необходимости в подобном самолете вспомнили в прошлом году, когда на поля южных районов России и Казахстана хлынули полчища саранчи, а самолетов для борьбы с ними почти не осталось. О пассажирском и учебном вариантах Ил-103 в журнале рассказывалось неоднократно. Но жизнь не стоит на месте, и конструкторы ищут пути расширения возможностей машины. И Ил-103СХ, предназначенный для авиационно-химических работ, не исключение. О замене старичка Ан-2, разговоры идут давно. Проекты подобных машин предлагали как предприятия-ветераны авиационной промышленности, так и КБ, образовавшиеся в послеперестроечный период. Но дальше бумажных рассуждении или, в лучшем случае, макета самолета дело не пошло. Исключение составляет Ил-103СХ. Следует напомнить, что на Ил-103, серийно строящийся в Луховицах, получены Сертификаты летной годности АРМАК СНГ и FAA США. Эти обстоятельства должны способствовать быстрейшему продвижению машины на рынке. А американский двигатель IO-360 "Теледайн" сделает машину привлекательной и для зарубежного покупателя. Новая машина отличается от предшественника коллекторами для распыления жидких средств защиты и подкормки растений, отсутствием шумоглушителей на двигателе. Большими стали колеса шасси, теперь самолет может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.
Если заглянуть в кабину, кстати, герметизированную и защищающую пилота от контакта с химическими веществами, то можно обнаружить на месте правого кресла бак на 200 кг химжидкости. Этот бак, а также химическое оборудование, установленные на съемной платформе в багажнике самолета, изолированы от летчика. Воздух в кабину пилота поступает через заборник на правой стороне капота двигателя и воздушные фильтры. Ил-103СХ может выполнять авиахимические работы во всех климатических зонах не только РФ, но и в большинстве регионов земного шара и соответствует требованиям современных «Норм безопасности полета и экологии». Самолет позволяет вносить жидкие препараты согласно "Государственному каталогу пестицидов и агрохимикатов", разрешенных к применению на территории России.
По сравнению с Ан-2,, средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности) Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га. После заводских испытаний "Ил" перелетит в Краснодар. В августе планируется получить сертификат летной годности и тогда машине откроется дорога в большую жизнь, тем более, что, по оценкам ГосНИИ ГА, для аппаратов подобного класса имеется надежный платежеспособный спрос. У Ил-103СХ есть все шансы стать одним из основных отечественных самолетов сельхозавиации.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м10.56
Длина, м8.0
Высота, м3.14
Масса, кг
пустого765
максимальная взлетная1310
топлива150
Тип двигателя
ПД Teledyne Continental Motors IO-360ES, л.с210
Максимальная скорость, км/ч250
Рабочая скорость, км/ч150-170
Рабочий потолок, м3-5
Полезная нагрузка:200 кг химжидкости
Экипаж, чел 1

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz