Ла-176
Фронтовой истребитель

В сентябре 1948 г. начались заводские испытания опытного истребителя Ла-176 с двигатель РД-45Ф в 2270 кгс тяги.. Созданный на базе машины «168», новый истребитель по расчетам конструкторов должен был развивать скорость, вплотную приближающуюся к звуковой. Чтобы достигнуть этого, крылу и оперению «176» придали стреловидность большую, чем у любого другого боевого самолета того времени - 45° (по линии фокусов). Увеличение угла стреловидности почти на 8° по сравнению с «168» оказалось качественно новой ступенью в развитии аэродинамической компоновки скоростного самолета, потребовавшей новых исследований, проверок в аэродинамических трубах и на стендах прочности.
Истребитель был вооружен одной пушкой калибра 37 мм НС-37 и двумя калибра 23 мм НС-23.
В основном истребитель использовали в качестве экспериментального для исследования особенностей полета с околозвуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями.
Поскольку погода была нелетная, испытания перенесли на Черноморское побережье. В процессе испытаний и выполнения программы исследований летчик полковник И.Е.Федоров (Герой Советского Союза) выполнил целую серию полетов. Первоначально «звуковой барьер» штурмовался в полетах «с прижимом» - со снижением от 10 до 6 км. Поскольку возникли сомнения в методике измерения скорости, трубка ПВД была заменена на сверхзвуковую. После чего испытания продолжил капитан О.В.Соколовский. 26 декабря 1948 г. (если отбросить сомнительные по технике измерения полета) на высоте 9060 м впервые в СССР была достигнута скорость звука. Всего с декабря 1948 по январь 1949 года летчики шесть раз летали со звуковой скоростью.
В январе 1949 г. вместо РД-45 на «176» установили двигатель ВК-1 с тягой на взлете 2700 кг. Во время испытаний 25 января 1949 года в полете со снижением была достигнута скорость, превышающая звуковую (1105 км/час или М=1,02). На высоте 10 тыс. м скорость «176» в горизонтальном полете лишь на 1 % была меньше звуковой.
В ходе летных испытаний отмечалось, что на скорости звука и несколько превышающей ее, в характеристиках устойчивости и управляемости истребителя не было никаких аномалий. Поведение самолета почти ничем не отличалось от полета на дозвуковых скоростях.
Испытания были прерваны катастрофой и гибелью летчика Соколовского. На взлете у его машины отсосало фонарь. Крышка фонаря открылась и пилот погиб, а машина разбилась.
В акте аварийной комиссии, подписанной, в частности, такими крупными учеными, как В. Н. Матвеев, И. В. Остославский, В. В. Струминский, отмечалось: «В процессе заводских летных испытаний самолета «176» с двигателем ВК-1 достигнута скорость, равная звуковой. Такая скорость получена в СССР впервые. Полученные материалы летных испытаний самолета «176» представляют исключительную ценность для нашей скоростной авиации».
После Ла-176 24 сентября 1949 г. летчик-испытатель А.М.Тютерев в пологом пикировании на МиГ-15 преодолел звуковой барьер, а в феврале 1950 летчик-испытатель И.Т.Иващенко на МиГ-17 многократно и уверенно (на этот раз в горизонтальном полете без всякого «прижима») преодолел звуковой барьер. В феврале-мае 1950 г. на те же летные режимы вышел и Як-50.
Схема Ла-176 получила развитие при создании сверхзвукового истребителя-перехватчика Ла-190.
Тактико-технические характеристики
РазработчикОКБ С.А. Лавочкина
Первый полётсентябрь 1948
Экипаж, чел1
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м10.47
Длина фюзеляжа, м9.195
Размах крыла, м8.59
Площадь крыла, м218.25
Угол стреловидности крыла (по линии фокусов)45°
Размах стабилизатора, м3
Нормальный взлётный вес, кг4631
Вес пустого, кг3111
Вес топлива и масла, кг1165
Массовая отдача, %33
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2256
Силовая установка:
ТРД ВК-1, кгс2700
Удельная нагрузка на тягу, кг/кгс2.0
Лётные данные:
Максимальная скорость на высоте 7,5 км, км/ч1105
Практический потолок, м15000
Дальность, км1000
Продолжительность полёта, ч1.5
Вооружение:Пушки 1х НС-37, 2х НС-23


Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz