«Нева»
Одноступенчатый воздушно-космический самолет

Исследования тенденций развития и возможностей создания отечественных многоразовых средств выведения (МСВ) проводятся в соответствии с Государственной космической программой в рамках научно-исследовательской и экспериментальной работы «Орел», выполняемой по заказу Российского космического агенства. С 1993 по 1996 работы по теме «Орел» велись в ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, Исследовательском центре им.М.В.Келдыша, ЦИАМ им.П.И.Баранова и др. Проведенные в ЦНИИМаш параметрические расчеты и сравнительный анализ полностью многоразовых одно- и двухступенчатого носителей с различными двигателями показали, что при снижении сухой массы ЛА примерно на 30% по сравнению со «Спейс шаттлом» или системой «Энергия-Буран» одноступенчатый носитель грузоподъемностью 10-20 т. должен иметь преимущества перед двухступенчатыми той же массы как по затратам на разработку, так и по удельной стоимости выведения.
Среди выдвинутых проектов одноступенчатых воздушно-космических самолетов (ОВКС) были Ту-2000, МиГ-2000 и модификации крылатого аппарата «Нева» (Холдинговая компания «Ленинец»). Иностранный аналог - NASP (США).
Гиперзвуковой ЛА (ГЛА) «Нева» разработан на базе концепции «Аякс». Предложения ХК «Ленинец», в отличие от Ту-2000, который считается классическим вариантом ОВКС, содержат 3 оригинальных технических решения.
Во-первых - применение для теплозащиты на гиперзвуковых скоростях полета в атмосфере пластинчатых химических реакторов, размещенных на внешней стороне корпуса планера. Эти устройства снимают тепло с поверхности за счет эндотермической реакции высокотемпературного каталитического разложения углеводородного горючего, протекающего по зарубашечному пространству. Высвобождающийся при этом водород предлагается подавать в камеру сгорания маршевой двигательной установки, в составе которой в качестве основного элемента используется магнито-плазменный химический двигатель (МПХД). Он является одновременно дополнительным источником электроэнергии на борту ГЛА. Использование «эндотермического» топлива избавляет от необходимости иметь на борту ЛА криогенные (сжиженные) компоненты топлива - кислород и водород. Устройство МПХД - вторая отличительная особенность концепции. В его основе - магнитогазодинамические тормоз и ускоритель, которые обеcпечивают эффективное управление газодинамическими процессами в контуре ПВРД.
Третье отличие - применение управления обтеканием поверхности ГЛА за счет воздействия направленного излучения бортового лазера и внешнего электромагнитного поля летательного аппарата на пограничный слой и скачки уплотнения ударных волн. Если, например, в 10 миллионах нейтральных молекул воздуха присутствует всего один электрон, это существенно снижает силу сопротивления воздушной среды. Совокупность таких технических решений, по мнению разработчиков, придает носителю уникальные свойства как в плане энергомассовой эффективности, так и в плане областей его применения.
Концепция этого принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) ХК «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем. На основе этой концепции разрабатывается и ГЛА «Аякс», который может служить первой ступенью многоразового носителя. Между тем многим отечественным специалистам (ЦАГИ, ЦИАМ, ИЦ им. М.В.Келдыша и др.) представляется достаточно спорной рациональность и эффективность технического исполнения перечисленных предложений. До настоящего времени ни одно из них не получило общепризнанного подтверждения. Финансовая поддержка проекта со стороны государства также отсутствует. В результате создание носителя типа «Нева» в обозримом будущем представляется маловероятным.
Тактико-технические характеристики
КонструкцияНИПГС ХК «Ленинец»
Площадб в плане, м2520
Максимальная взлётная масса, кг364000
Масса снаряженного ГЛА, кг70 000
Масса топлива, кг291 000
Масса подвесных топливных баков, кг37 000
Масса ПН, выводимой на орбиту
(высота орбиты до 250 км, наклон - произвольный), кг
3000
Силовая установка:
ТРД + МПХД + ЖРД, кгс4 по 45000 + 4 по 25000 + 4 по 20 000
Исходный энергоноситель керосин + вода
Топливоводородосодержащая смесь
Лётные данные:
Максимальная скорость полета на высоте 100 км, м/с7500

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz