СДМБР (СС)
Дальний морской бомбардировщик-разведчик

На базе проекта двухдвигательного сверхзвукового гидросамолета-разведчика, разрабатывавшегося в ОКБ-49 Г.М.Бериева в 1956-1957 годах, в 1957 году было начато проектирование самолета СД МБР (сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик) с двигателями НК-6.
После проведения исследований по выбору компоновочной схемы самолета для дальнейших работ была принята нормальная схема самолета с тонким крылом сложной формы в плане. Анализ боевых возможностей самолета показал реальность достижения дальности полета 20000 км при организации двух дозаправок от подводных лодок. Оборудование самолета обеспечивало боевое применение в сложных метеоусловиях в любое время суток в любых географических широтах. Самолет должен был обеспечить решение задач в условиях сильного противодействия со стороны средств ПВО противника. Однако возможности самолета как бомбардировщика и самолета-носителя противокорабельных ракет были существенно ниже возможностей самолета аналогичной взлетной массы, но сухопутного базирования. Предпочтение было отдано созданию самолета в вариантах разведчика дальней океанской зоны, самолета целеуказания.
Был разработан рабочий проект самолета, готовилась закладка опытного образца, но работы были свернуты по причине изменения требований заказчика.
Проведенные в ЦАГИ исследования по гидродинамике водоизмещающего корпуса самолета позволили отработать конфигурацию носовой части самолета, днища, взлетно-посадочных устройств, механизации крыла, а также размещение двигателей силовой установки самолета, обеспечивавших надежность и работоспособность конструкции при базировании на воде (длительном пребывании на воде при волнении 3-4 балла), движении на больших скоростях при разбеге и на посадке. Достигнутый уровень перегрузок (определяющими были местные перегрузки элементов конструкции при контакте с водой) позволял создать самолет с требуемыми летными характеристиками.
Крыло самолета СД МБР кессонного типа с топливными баками-отсеками. Для предотвращения разрушения механизации крыла при взаимодействии с водой в режимах взлета и посадки были приняты только простые щелевые закрылки и элероны.
Оперение Т-образное с управляемым стабилизатором.
Плавучесть самолета обеспечивалась водоизмещающим фюзеляжем, непотопляемость (живучесть) - наличием в фюзеляже 14 водонепроницаемых отсеков. Остойчивость самолета на плаву обеспечивалась поплавками, расположенными на концах крыла.
В качестве взлетно-посадочного устройства использовались носовая гидролыжа, подводное крыло в средней части самолета, воспринимавшее основные нагрузки, и кормовая демпфирующая гидролыжа.
Все детали каркаса и обшивки планера самолета имели антикоррозионное защитное покрытие.
Силовая установка состояла из четырех двигателей, расположенных в двух мотогондолах над крылом и в одной мотогондоле на два двигателя над фюзеляжем.
Топливо размещалось в 14 фюзеляжных баках (три бака общей емкостью 17 т протестированные с защитой от 20-мм снарядов) и в 8 крыльевых баках. В кормовой части фюзеляжа находился бак-отсек, использовавшийся для обеспечения требуемой центровки при переходе скорости полета от дозвуковой к сверхзвуковой.
Противообледенительная система - воздушно-тепловая (обслуживала носок центроплана и носок киля) и электротепловая (обслуживала носки консолей, стабилизатор, воздухозаборники двигателей).
Для покидания самолета в аварийных ситуациях для летчика, штурмана и оператора предусматривались катапультные кресла, индивидуальные средства спасения дополнялись надувными лодками ЛАС-5М.
Боевая нагрузка (крылатая ракета) должна была размещаться в фюзеляжном отсеке длиной 11 м, оборудованном донными створками и палубным крупноразмерным загрузочным люком. Оборудование:
курсовая и пилотажно-навигационная система...."Путь"
система дальней навигации .... "Сфера-2", "Баку-С"
аппаратура звукоподводной связи с ПЛ ...."Охотск"
звездно-солнечный ориентатор
радиокомпас .... АРК-54Б
радиовысотомер .... РВ-2, РВ-5
радиостанция дальней связи ... "Планета"
командная У KB радиостанция ... "Дуб-5"
На базе самолета СД МБР проектировался самолет-разведчик-указатель, который должен был в дальней океанской зоне и обеспечить целеуказания для корабельных ракетных комплексов с противокорабельными ракетами при обнаружении кораблей противника. Состав бортового оборудования самолета должен был включать станции разведки и целеуказания, средства передачи данных; средств поражения на борту самолета не предусматривалось.
Тактико-технические характеристики
РазработчикОКБ-49 Г.М.Бериева
Проект, год1957
Экипаж, чел3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолёта, м61.4
Размах крыла, м26.4
Угол стреловидности крыла:
консольные части35°
центроплан60°
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м11.5
Масса , кг
взлетная максимальная240000
пустого самолета114000
Запас топлива, кг86000
Силовая установка
Число двигателей4
Тип двигателяТРДФ НК-10
Тяга двигателя, кгс (кH)форсажная 4х 25000
номинальная 4 х 10000
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте 10000 м, км/ч1800
Практический потолок, м20000
Скорость, км/ч
взлетная
посадочная
290
290
Дальность полета, кмпрактическая - 7000-7700
с двумя дозаправками - 20000
Мореходность, баллна плаву - 4-5
на взлете-посадке - 3-4
Максимальная боевая нагрузка, кг5000

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz