Ту-1
Тяжелый истребитель-перехватчик

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1944
В конце 1943 г. ВВС поставили перед ОКБ задачу создания истребителя-перехватчика, способного противостоять стратегическим бомбардировщикам с большими скоростями полета не только днем, но и ночью. Это означало, что нужен самолет с мощным наступательным вооружением и радиолокационной аппаратурой. ОКБ приступило к проработке задания. Для начала решили модернизировать серийный Ту-2, разместив на нем необходимую аппаратуру и усилив пушечное вооружение. Для выполнения намеченных работ выделили серийную машину омского завода №166104.
Радиолокационную аппаратуру ПНБ-4, имевшую название «Гнейс», разработал институт под руководством академика А.Л.Минца. Она обнаруживала противника ночью или в облачности на удалении до 6-8 км и выводила перехватчик на дистанцию прицельного огня. По сути дела это был один из первых ночных прицелов, разработанных в СССР. Автор «Гнейса» приезжал в ОКБ для совместной проработки схемы размещения отдельных агрегатов. В мае 1944 г макетная комиссия рассмотрела и утвердила расположение прицела ПНБ-4 на самолете: - передатчик с антенной в носовой части фюзеляжа, - пеленгующие антенны типа «Уда-Яги» на консолях крыла, - индикатор радиооператора и приемник у стрелка-радиста, - аккумуляторы и преобразователи электропитания (для аппаратуры требовался переменный ток) - в бомбоотсеке.
Кроме этого, в нижней носовой части фюзеляжа установили две пушки Волкова-Ярцева калибром 23 мм, поставили автомат курса, стабилизатор с изменяемым в полете от 0 до 4 градусов углом атаки, изменили схему дренажа в консолях крыла. 1 июля 1944 г. переоборудование машины закончили и в ночь на 2-е перевезли на аэродром НИИ Спецслужб КА. 18 июля летчик-испытатель А.Д.Перелет совершил на Ту-2 №104 (машина не имела другого обозначения) первый полет. Ведущим инженером по испытаниям спецоборудования был Л.Л.Кербер.
Совместные испытания и отладка аппаратуры «Гнейс» продолжались почти целый год - до 7 июня 1945 г. Из-за выступающих в поток частей антенн сложной конфигурации скорость машины немного снизилась, но главное было не в этом. Аппаратура работала нестабильно, то и дело выходила из строя. Тем не менее, во время удачных полетов удалось установить, что «Гнейс» обнаруживает «противника» на удалении 6-8 км и позволяет вывести на него перехватчик до визуальной видимости.
Ухудшение скоростных характеристик самолета, недоведенность аппаратуры, а также начавшееся строительство аналогичной машины Пе-2И с более совершенным прицелом А.Слепушкина, привели к прекращению работ по Ту-2 №104. В 1944-45 гг. на этой машине проводились летные испытания первого отечественного радиолокационного прицела для истребителей. Затем некоторое время она стояла без дела на аэродроме, а впоследствии (по распоряжению МАП от 3 февраля 1947 г.) ее переделали в опытный экземпляр учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ.
ВВС не оставили идеи создания истребителя-перехватчика. Просматривались все возможные варианты машин, способных перехватить потенциального противника - американские В-29 с ядерными бомбами - на достаточном удалении от защищаемого объекта. Командование приняло решение о создании такого самолета на базе Ту-2. В итоге в феврале 1946 г ОКБ получило от Главного маршала авиации задание на постройку нового истребителя-перехватчика.
На этот раз Туполев решил модернизировать машину «63» 2хАМ-39Ф. В 1945 г. она успешно прошла государственные испытания как скоростной дневной бомбардировщик, показала высокие летные данные, но в серию не пошла из-за «недостаточного обзора у штурмана».
Самолет существенно доработали. Поставили более мощные двигатели жидкостного охлаждения АМ-43В с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А, новые колеса 1100 х 425 мм на основных стойках шасси и усовершенствованную аппаратуру ПНБ-1 («Гнейс-7» созданный на базе немецкого FuG 220 Lichtenstein SN-2). Вооружение существенно усилили, да и калибр пушек выбрали подходящий для столь крупного противника. Теперь оно включало в себя две пушки НС-45 с боезапасом по 50 снарядов в носовой части фюзеляжа, 2 пушки НС-23 с боезапасом по 130 снарядов в центроплане и два пулемета УБТ с боезапасом 656 патронов для обороны. 30 декабря 1946 г. работы по переделки машины закончили. Она получила наименование Ту-1 или самолет «63П».
Заводские испытания проходили с 22 марта по 3 октября 1947 г. На них получили очень неплохие данные, но продолжить работы не смогли. Моторы АМ-43 выработали свой ресурс, а новых не было, поскольку в серию их не запускали.
К этому времени уже стало ясно, что бороться с бомбардировщиками будут другие - реактивные истребители.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м18.86
Длина, м13.60
Высота, м4.55
Площадь крыла, м248.80
Масса, кг
пустого самолета9460
нормальная взлетная12740
максимальная взлетная14460
Тип двигателя
ПД АМ-43В, кгс2 по 1950
Максимальная скорость , км/ч640
Крейсерская скорость , км/ч575
Практическая дальность, км2250
Скороподъёмность, м/мин435
Практический потолок, м11000
Экипаж,чел3
Вооружение:две 23-мм пушки НС-23 в крыльях
две 45-мм пушки НС-45 в носу
два оборонительных 12.7-мм пулемета УБТ

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz