Ту-10
Скоростной пикирующий бомбардировщик

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1945
В ОКБ, учтя пожелания военных, приступили к работе над третьим вариантом СДБНа заводе он шел под шифром «68», в ВВС -Ту-10 (одно время машину обозначали Ту-4). В январе 1945 г Туполев докладывает о первых предварительных характеристиках.
«Самолет «68» представляет собой серийный бомбардировщик Ту-2, на котором моторы АШ-82ФН заменены на моторы АМ-39 взлетной мощностью 1800 л.с. и боевой мощностью 1600 л.с.»
С этими моторами ОКБ гарантировало получение максимальной скорости у земли на боевом режиме 500 км/ч, на высоте 2000-2200 м -550 км/ч, а на высоте 7700 м - 610-615 км/ч. Экипаж, как и на серийном Ту-2, состоял из 4 человек (летчик, штурман, стрелок-радист и стрелок). Нормальная и максимальная бомбовая нагрузка сохранилась неизменной, причем можно было подвешивать бомбу весом в 2000 кг. «При работе на морском театре военных действий, самолет позволяет подвеску 2-х торпед или трех донных и плавающих мин весом 1000 кг.» На самолете «68» сохранено стрелково-пушечное вооружение серийного самолета Ту-2»: 2 пушки ШВАК (по 150 снарядов) и 3 пулемета Березина (190 патронов для верхней передней установки, 250 патронов для верхней задней установки и 350 патронов для нижней люковой установки). Основные изменения коснулись винтомоторной группы. В своем докладе Туполев отмечал:
«Ставящиеся на самолет «68» моторные установки берутся с самолета «63», проходящего в настоящее время совместные Государственные и Заводские испытания в ГК НИИ ВВС КА. Постановка этих установок на серийный самолет Ту-2 требует на нем следующих изменений:
Установка в центроплане водяных радиаторов с вырезкой в нижней панели кессона люков для монтажа радиаторов.
Изготовление новых моторных гондол, капотов, коков винтов моторов и маслобаков для мотоустановок моторов АМ-39.
Изменение длины задних подкосов шасси для увеличения выноса колес шасси на 125 мм
Незначительные изменения в монтаже оборудования передней кабины, заключающиеся: - в постановке на левый пульт крана пневматического управления скоростями ПЦН, - в переключении сек тора управления ПЦН на управление краном кольцевания, - в изменении правой приборной доски для размещения дополнительных приборов контроля работы моторов АМ-39, - в изменении места крепления пускового насоса и т.п.
Снятие бензобаков №11 и изменение бензопроводки с целью создания раздельных групп бензобаков для устранения неравномерного расхода горючего (по типу предназначенному к внедрению в 1945 г. на самолетах Ту-2).
В конструкцию и оборудование самолета «68» вводятся все изменения и доработки, проведенные по серийному самолету Ту-2 для внедрения их в 1945 г. Основными из них являются:
Замена фонаря летчика на новый расширенный фонарь.
Постановка увеличенного вертикального оперения.
Изменение размещения радиостанции в соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС КА.
Постановка новой посадочной фары и ночного освещения
Замена блистерной установки штурмана на новую стрелковую установку
16.01 45 г. Главный конструктор А.Н Туполев»
3 февраля 1945 г НКАП своим приказом №38 обязал ОКБ выпустить такую машину на базе серийного Ту-2 №16/20 производства завода №23. Машина подверглась весьма существенным переделкам. Установили новый фонарь пилота и штурмана, одно большое круглое окно нижней стрелковой установки вместо трех маленьких, увеличили вертикальное оперение и вынос колес шасси (на 125 мм), поставили новое хвостовое колесо 480 х 200 мм. Винтомоторную группу сконструировали заново под моторы АМ-39ФНВ с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, в центроплане разместили водяные радиаторы системы охлаждения, а хвостовую часть крыла переделали в связи с заменой баков №6 и 7 одним общим. Изменения коснулись и вооружения. Установку БУШ у штурмана заменили на ВУС-1, ВУБ-2М у стрелка-радиста - на ВУБ-65, модернизировали люковую установку, усовершенствовали систему подъема бомб.
Вобрав в себя все эти изменения, серийный Ту-2 №16/20 превратился в середине мая в самолет «68» 2хАМ-39ФНВ. 19 мая 1945 г летчик-испытатель А.Д.Перелет и ведущий инженер по испытаниям Б Н Гроздов впервые подняли машину в воздух Заводские испытания продолжались до 8 июня. Неделю на самолете устраняли выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания. Они проходили с 28 июня по 30 июля 1945 г. На 35-м полете при аварийной посадке с убранным шасси самолет получил повреждения, и испытания были прерваны. С 30 июля по 16 ноября машина находилась в ремонте Одновременно устраняли и дефекты, которые отметили военные испытатели 17 ноября «68»-я, оснащенная новыми винтами АВ-5ЛВ-166Б, вышла на повторные государственные испытания, продолжавшиеся до 8 февраля 1946 г.
В Акте НИИ ВВС №17 за 1946 г по результатам повторных государственных испытаний самолета «68» 2АМ-39ФНВ с винтами АВ-5АВ-166Б дано заключение, что «самолет может быть рекомендован на вооружение ВВС при условии устранения всех дефектов, отмеченных в акте».
Машину возвратили на завод №156 Там на ней появились новые моторы АМ-39ФН2 с четырехлопастными флюгерными винтами АВ-9К-22А и пылефильтрами на всасывающих патрубках, вертикальное оперение еще большей площади (6,03 м2 вместо 5,79 м2), хвостовое колесо с пневматиком 530 х 230 мм. Поперечное V крыла уменьшили на 1 5 градуса с помощью конусных прокладок по стыковочному узлу.
Все работы опытное производство закончило 24 мая. Первый полет модернизированной «68»-ой состоялся 28 мая (летчик-испытатель А.Д.Перелет). После этого почти три месяца - до 10 августа - продолжались заводские испытания на АЭС. С 16 сентября по 20 ноября 1946 г машина под ошибочным обозначением Ту-4- проходила государственные испытания. Заключение НИИ ВВС КА было сдержанным. «Самолет «68» государственные испытания прошел удовлетворительно и при доведении дальности полета до 2100 км может быть принят на вооружение ВВС». Испытывали самолет и с моторами АМ-40 с четырехлопастными винтами АВ-9К-22А, но каких-либо преимуществ эти двигатели не дали
«68» 2АМ-39ФН2 (с винтами АВ-5ЛВ-22А) под обозначением Ту-10 запустили в небольшую серию на заводе №82. «68» воплотила в себе все лучшее для машины своего назначения - большую скорость в сочетании со значительной бомбовой нагрузкой, мощным оборонительным вооружением и необходимой дальностью полета Она стала последним серийным поршневым бомбардировщиком такого класса - ОКБ уже работало над реактивными самолетами.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м18.86
Длина, м13.80
Высота, м4.55
Площадь крыла, м248.80
Масса, кг
пустого самолета8200
нормальная взлетная12445
Тип двигателя
ПД Швецов АМ-39ФН-2, л.с2 по 1850
Максимальная скорость , км/ч
у земли520
на высоте635
Крейсерская скорость , км/ч600
Практическая дальность, км1660
Скороподъёмность, м/мин450
Практический потолок, м9800
Экипаж,чел4
Вооружение:три оборонительных 12.7-мм пулемета УБТ и
две 20-мм пушки ШВАК в корнях крыльев
Бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz