Ту-16
Дальний реактивный бомбардировщик

К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом в ОКБ А.Н. Туполева приступили в 1948 году. В основу проекта легли исследования КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949 года поднялся в воздух экспериментальный самолёт "82" - первый советский бомбардировщик со стреловидным крылом. На основе самолёта "82" был разработан ряд проектов ("486", "491", "494", "83", "86", "87"), различающихся силовой установкой и стреловидностью крыла. При работе над проектами были определены лётно-технические характеристики будующего бомбардировщика.
В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца самолёта "88". Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков. 20 марта 1951 года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года завершилось изготовление первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт "88" в небо. В 1953 году началось его серийное производство под обозначением Ту-16 на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года.
Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным (35° по линии четвертей хорд) крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов Д-16Т, АК-6, АК-8, В-95. Крыло двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из однощелевых выдвижных закрылков и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки убираются в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю убирающейся хвостовой опорой. Силовая установка состоит из двух двигателей АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже - АМ-3М-500 с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на каждый двигатель. Для повышения живучести применены система заполнения топливных баков нейтральным газом и автоматическая проитивопожарная система. Экипаж размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.
Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных действий могут применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания в условиях плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 "Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра"). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23 (носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки: ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).
Самолёт Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963 года. Всего было выпущено 1509 самолётов 46 модификаций. Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане и в различных локальных конфликтах. Поставлялся на экспорт в Египет, Индонезию, Ирак, Китай, Ливию. Снят с вооружения России и Украины в 1994 году. В Китае производится до сих пор. На базе Ту-16 разработан первый советский пассажирский реактивный лайнер Ту-104. В настоящее время Ту-16А является экспонатом музея ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
"88" - прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
Ту-16 - бомбардировщик. Выпускался серийно с 1953 года.
Ту-16 "Циклон" - самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
Ту-16А - носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Изготовлено 453 самолота. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
Ту-16Б - опытный с двигателями РД-16. Изготовлен в 1957 году.
Ту-16Е - самолёт радиоэлектронной разведки.
Ту-16Е "Азалия" - самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех "Азалия".
Ту-16З (Ту-16Ю) - заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
Ту-16ЗА - бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
Ту-16ЗЩ - заправщик.
Ту-16К-10 - носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС "ЕН". Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
Ту-16К-10(ЗА) - ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
Ту-16К-10-26 - ракетоносец. Мог нести УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
Ту-16К-10-26Б - доработанный. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
Ту-16К-11-16 - носитель управляемых противокорабельных ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки "Рица" и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) - носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
Ту-16К-22 - носитель УР К-22 (опытный).
Ту-16К-26 - носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года. Самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26 получали обозначение Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5).
Ту-16К-26П - носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
Ту-16КРМ - носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
Ту-16КС - носитель противокорабельных ракет КС-1. В бомбоотсеке установлена РЛС наведения "Кобальт-М". На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
Ту-16ЛЛ - летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
Ту-16М - радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
Ту-16Н - заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки "шланг-конус". Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
Ту-16П "Букет" - самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 "Букет". В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П "Ёлка".
Ту-16П "Ёлка" - постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
Ту-16ПЛ - противолодочный.
Ту-16Р ("изделие 92") - разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом.
Разработан в 1955 году.
Ту-16РМ - самолёт морской радиоэлектронной разведки. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
Ту-16РМ-2 - самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
Ту-16РР - самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
Ту-16РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты "Буря". В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
Ту-16РЦ - летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
Ту-16С - поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером "Фрегат". В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
Ту-16СПС - постановщик помех. Выпускался с 1955 года.
Ту-16Т - торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переобрудованы в Ту-16ПЛ.
Ту-16ТРЖК - самолёт для перевозки жидкого кислорода.
Ту-104 - пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах изготовлен 201 самолёт.
Ту-104Г - гражданский самолёт для подготовки пилотов Аэрофлота. Отличался отсутствием вооружения.
Ту-107 - военно-транспортный. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в 1 экземпляре.
H-6 - китайский вариант Ту-16. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Тактико-технические характеристики
Ту-16А

Силовая установка:
АМ-3 (АМ-3М), кгс2 по 7000 (2 по 9520)
Длина самолёта, м34.8
Размах крыла, м32.99
Высота самолёта, м10.36
Площадь крыла, кв.м164.65
Взлетная масса, кг
нормальная72000
максимальная75800
Масса пустого самолета, кг36600
Запас топлива, кг34360
Масса бомбовой нагрузки, кг9000
Скорость максимальная, км/ч:на высоте 6250 м - 992
на высоте 10000 м - 938
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км5760
Практический потолок, м12800
Длина разбега, м1300
Длина пробега, м1100
Экипаж, человек6
Пушечное вооружение7хАМ-23

Ту-16К-10

Силовая установка:
РД-3М-500, кгс2 по 9520
Длина самолёта, м34.8
Размах крыла, м32.99
Высота самолёта, м10.36
Площадь крыла, кв.м164.65
Взлетная масса, кг
нормальная72000
максимальная75800
Масса пустого самолета, кг36600
Запас топлива, кг32000
Масса бомбовой нагрузки, кг-
Скорость максимальная, км/ч:на высоте 6250 м - 960
на высоте 10000 м - 894
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км4850
Практический потолок, м11900
Длина разбега, м1900
Длина пробега, м1100
Экипаж, человек7
Пушечное вооружение6хАМ-23

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz