У-8 Конек-Горбунок
Учебно-тренировочный самолет

Разработчик: Хиони
Страна: СССР
Первый полет: 1923
В декабре 1922 г. Совет Труда и Обороны Российской Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной промышленности. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А. А. Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие получило статус Государственных авиационных мастерских № 7 (ГАМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских возглавлял летчик-испытатель завода Анатра - В.Н.Хиони. Используя старые заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в 1923 году в мастерских построили учебный самолет У-8 (Хиони № 5), получивший также название «Конек-Горбунок». Самолет неплохо летал, были к нему и стосильные двигатели «Фиат», поэтому достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой. Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924-го. С 13 октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На момент начала работы комиссии только 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 - разобраны и упакованы в ящики.
Заключение комиссии гласило, что серийный самолет вполне удовлетворяет техническим требованиям и «может быть принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата первоначального обучения». Передача в эксплуатацию самолетов «шпала с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества Друзей Воздушного Флота. Поэтому на некоторых машинах в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Так появились машины «Ивановец», «Харьковский житлокооп» и другие. Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако как учебный «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным. Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия удачных учебных самолетов У-1 (Avro 504).
Вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Здесь «Конек-Горбунок», прекрасно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов. «В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов... Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (...) Мы получили задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней, и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились только утром и вечером - при росе. Если бы летали днем, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некоторое время подыхает».
В тот год только отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и уничтожил саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» таким образом вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты. Конструкция машины стандартная для начала 20-х годов - деревянный каркас фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из стальных труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость. Капот двигателя «Фиат» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот - из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°. Шасси из стальных труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, как правило, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль деревянный, ясеневый, ориентирующийся. Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Первоначальная емкость баков 45 л была впоследствии уменьшена в связи с недостаточной жесткостью - до 40,5 л. В случае использования самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого опытного, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной комиссии.
В заключение хочется сказать, что «Конек-Горбунок» явился последним российским самолетом, в названии которого использована сказочно-былинная тема. До него применялись следующие названия: «Ковер-самолет» В.А.Татаринова (проект), «Жар-птица» (название газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), «Святогор» В.А.Слесарева и, конечно, «Русский витязь» и «Илья Муромец» И.И.Сикорского. Впоследствии эту традицию попытался возобновить О.К.Антонов в своих гигантских транспортниках, назвав их «Антей» и «Руслан». Но это уже совсем другая история...
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м
верхнего11.46
нижнего10.00
Длина, м7.80
Площадь крыла, м237.00
Масса, кг
пустого самолета660
нормальная взлетная950
Тип двигателя
ПД Fiat, л.с100
Максимальная скорость , км/ч125
Cкороподъемность, м/мин100
Практический потолок, м3500
Экипаж,чел2

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz