Як-1Б
Истребитель-перехватчик

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942
Як-1Б с улучшенными обзором, бронированием и вооружением является модификацией серийного самолета Як-1 М-105ПА N35-60 производства саратовского завода N 292.
Этот самолет находился в эксплуатации в ПВО Москвы. В июне 1942 г. он подвергся в ОКБ А.С.Яковлева восстановительному ремонту и переделкам, во время которых на нем были выполнены следующие работы:
По обзору - для лучшего обзора задней полусферы верхний гаргрот фюзеляжа за кабиной пилота понижен, фонарю придана удобообтекаемая (каплеобразная) форма; для меньшего искажения предметов боковые стенки козырька и подвижной части фонаря выполнены плоскими взамен выпуклых; внутри кабины перед козырьком установлено зеркало.
По бронированию - для защиты головы летчика спереди и сзади установлены прозрачные бронестекла, головы летчика сзади сверху - броненадголовник на подвижной части фонаря, левой руки - бронеподлокотник.
По вооружению - взамен двух синхронных пулементов ШКАС с боезапасом 1500 патронов установлен один синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов; сохранена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов (со 127-й серии, март 1943 г. - 240 патронов для пулемета и 140 снарядов - для пушки); снята система пневмоперезарядки пушки; механический и пневмомеханический спуски пушки и пулемета заменены соответственно на электрический и пневмоэлектрический; оптический прицел ОПБ заменен на кольцевой механический ВВ-1, что явилось следствием настойчивых требований строевых частей, не удовлетворенных плохим качеством оптических прицелов.
Серийную ручку управления самолетом заменили на ручку Р-1, как у Me-109. Управление огнем теперь осуществлялось одной правой рукой нажатием большим и указательным пальцами на спусковую кнопку и спусковой крючок, расположенные на ручке управления самолетом. При этом во время стрельбы при непрерывном чередовании в бою огня и маневра не требовалось, как при старой ручке с двумя гашетками, переносить левую руку с сектора газа на гашетки, что затрудняло управление самолетом и ведение прицельного огня.
Улучшение обзора, особенно задней полусферы, давало большое преимущество в бою, ибо позволяло летчику видеть находящегося сзади противника.
Hасколько летный состав строевых частей был заинтересован в улучшении обзора, показывает следующий пример. В 1942 г. в 42 иап, которым командовал майор Ф.И.Шинкаренко, летчики и техники сами по собственной инициативе выполнили эту работу.
Установка нового вооружения усилила огневую мощь самолета Як-1. Секундная масса залпа увеличилась в 1,15 раза по сравнению с Як-1 со старым вооружением, стала равной секундной массе залпа ЛаГГ-З последних выпусков и больше, чем у МиГ-З в 1,66...2,1 раза. Она превосходила секундный залп Me-109F-2 в 1,1 раза, трехточечного Me-109G-2 в 1,2 раза и уступала пятиточечному Me-109G-2 в 2,2 раза. Первые совместные заводские и государственные испытания Як-1 с УБС проводились еще в 1941 г. на заводе N292. Замена малоэффективных мелкокалиберных пулеметов ШКАС на крупнокалиберные УБС повысила вероятность поражения самолетов противника и позволила поражать их при меньшем числе атак. Полетная масса Як-1 при этом не только не увеличилась, но даже уменьшилась на 8,5 кг. Летные характеристики практически не изменились.
По аналогии с Як-7Б самолеты Як-1 с пулеметом УБС иногда называли Як-1Б (Як-1б), особенно в документах строевых частей.
Производство модифицированного Як-1 (Як-1Б) N35-60 было закончено 1 июля 1942 г., он был предъявлен в HИИ ВВС как эталон по обзору, бронированию и вооружению и проходил госиспытания с 4 по 14 июля 1942 г. Было выполнено 16 полетов общей продолжительностью 8 ч 15 мин. Испытания проводила бригада HИИ ВВС в составе: летчик А.Г.Прошаков, ведущий инженер М.А.Пронин, техник Л.В.Hиколаев. В облете участвовали летчики-испытатели HИИ ВВС П.М.Стефановский, А.Г.Кочетков, Л.М.Кувшинов, В.И.Хомяков.
В акте по результатам госиспытаний было отмечено, что обзор вперед, в стороны и назад через бронестекло и прозрачную заднюю часть фонаря хороший и является самым лучшим по сравнению со всеми нашими самолетами-истребителями .
Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 августа 1942 г. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались только самолеты Як-1Б. Всего их было построено 4188. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолеты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт).
За время войсковых испытаний на 58 самолетах было совершено 669 боевых вылетов с налетом 6174, проведено 38 воздушных боев, в результате которых сбито 25 самолетов противника, в том числе: Me-109F - 5, Ju-87 - 8, He-111 - 3, Hs-126 - 2, FW-190 - 6, Ju-88 - 1. Свои потери: 6 Як-1Б.
Hовая система управления огнем и кабина с улучшенным обзором задней полусферы получили высокую оценку летного состава и были приняты для установки на всех самолетах истребительного типа. Были одобрены и остальные изменения, произведенные ОКБ. Следует отметить, что еще в 1940 г. Ю.Б.Эскин, директор завода N301, в докладной на имя наркома авиационной промышленности А.И.Шахурина сообщал, что им совместно с А.С.Яковлевым проверена возможность установки на Як-1 37-мм пушки Б.Г.Шпитального. Проверка показала, что пушка калибра 37 мм не может быть установлена на Як-1, ибо для ее установки потребовалось бы изменение компоновки кабины и удлинение фюзеляжа.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м10.00
Длина, м8.48
Площадь крыла, м217.15
Масса, кг
пустого самолета2395
нормальная взлетная2885
Тип двигателя
ПД М-105ПА, л.с1180
Максимальная скорость , км/ч
у земли480
на высоте565
Практическая дальность, км810
Скороподъёмность, м/мин845
Практический потолок, м10400
Экипаж,чел1
Вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12.7-мм пулемет УБС,
до 200 кг бомб

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz