Як-1 (Первый)
Ударный истребитель

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941
Кроме стрелково-пушечного вооружения многие Як-1 имел так же бомбардировочное и реактивное вооружение. Бомбардировочное вооружение было предусмотрено постановлением ГКО от 2 мая 1942 г., требовавшим установки такого вооружения с 25 мая 1942 г. Hа Як-1 бомбодержатели устанавливались с 5-й по 126-ю серию и со 148-й серии до окончания выпуска, т. е. до 192-й серии саратовского завода N292. С февраля по июнь 1943 г. (со 127-й по 147-й серию) бомбодержатели не ставились в связи с проведением работ по облегчению самолета.
В соответствии с постановлением ГКО Як-1 имел два бомбодержателя (замки БИ-42 с ухватами) для наружной подвески на каждом из них бомб массой от 25 (ФАБ-25) до 100 кг (ФАБ-100). Замки БИ-42 были вмонтированы в нижние полки дюралевых нервюр.
Сброс одновременно двух бомб осуществлялся с помощью ручки, установленной в кабине летчика на левом пульте на месте снятой ручки управления форсажем двигателя, и тросовой проводки в боуденовской оболочке. Чтобы произвести сброс бомб, необходимо было вынуть предохранитель, после чего резко (рывком) подать ручку сбрасывателя назад. С бомбами самолет мог использоваться как скоростной истребитель-бомбардировщик, а без бомб - как фронтовой истребитель.
Установка бомбодержателей и подвеска бомб увеличивали полетную массу и ухудшали аэродинамику Як-1, что отрицательно сказывалось на его летных характеристиках и пилотажных качествах. С двумя ФАБ-100 полетная масса возрастала до 3136 кг. Як-1 становился тяжелым и неприятным в управлении, скорость уменьшалась более чем на 30 км/ч, длина разбега увели- чивалась на 100 м, время набора высоты 5000 м возрастало на 1,2 мин, практический потолок снижался на 1400 м и т.д.
После сбрасывания бомб летные характеристики повышались, но ввиду наличия замков и ухватов все же были ниже, чем без такого оснащения.
Установка на Як-1 бомбардировочного вооружения оказалась неоправданной, так как производилась без учета реальных возможностей двигателя М-105ПА, мощность которого была для этого явно недостаточной. (Hа ЛаГГ-З и МиГ-З бомбардировочное вооружение, которое должно было устанавливаться в соответствии с указанным выше постановлением ГКО, оказалось абсолютно неприемлемым, так как делало полет на этих самолетах опасным).
Як-1 не имел специального прицела для бомбометания, поэтому бомбометание могло производиться только по площадным и линейным целям и то недостаточно эффективно. Кроме того, в период боев под Сталинградом и даже в битве на Курской дуге нашим истребителям было не до бомбометания, их едва хватало на ведение воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника.
Летчики строевых, частей были недовольны установкой на Як-1 бомбардировочного вооружения. "Бомбодержатели - мертвый груз", - говорили они.
Поэтому, хотя бомбардировочное вооружение устанавливалось на всех вновь выпускаемых Як-1, в строевых частях им, как правило, не пользовались: замки и ухваты с самолетов снимались, отверстия в обшивке, через которые замки крепились к металлическим нервюрам крыла, заклинивались.
В течение серийной постройки Як-1 выпущено всего 7509 машин с бомбодержателями.
Реактивное вооружение на Як-1 устанавливалось с октября 1941 г. (с 43-й серии) по май 1942 г. (примерно по 65-ю серию) и впервые использовалось в битве под Москвой. Оно состояло из шести РС-82. В соответствии с указанным выше постановлением ГКО Як-1 должен был иметь четыре реактивные установки (реактивные орудия РО под реактивные снаряды РС-82 калибра 82 мм). Hо вскоре согласно постановлению ГКО от 10 мая 1942 г. и приказу HКАП от 12 мая 1942 г. реактивное вооружение с Як-1 было снято. В постановлении отмечалось, что РС-82 и их установки отнимают у наших истребителей до 30 км/ ч скорости, а открытие фонаря дополнительно - до 20 км/ч скорости. Все это ведет к тому, что наши истребители не могут вести успешные воздушные бои с новыми "мессершмиттами", которые летают с закрытыми фонарями и не имеют РСов. В целях ликвидации этих недостатков и для повышения скорости и боеспособности наших истребителей HКАПу приказывалось впредь (т. е. с 20 мая 1942 г.) выпускать Як-1, Як-7 и ЛаГГ-З без РСов.
Всего было построено 1148 Як-1 с РС-82.
Установка ракетных орудий не требовала переделки крыльев серийных самолетов Як-1, Як-7, ЛаГГ-З и МиГ-З. Газовые струи, вытекающие из сопел снарядов, не оказывали вредного влияния на самолеты, не обжигали плоскостей крыльев и элеронов, а потому не требовали для них никаких добавочных защитных покрытий. Крылья, элероны и узлы крепления ракетных орудий обладали достаточной прочностью. Случаев их поломок и деформаций не наблюдалось. В процессе боевого применения было установлено, что РС-82 просты в эксплуатации и безотказны в действии. По данным 16 иап, на сто пусков приходился примерно один отказ.
Пуск РС осуществлялся с помощью кнопки на ручке управления самолетом. Как и при стрельбе из пушки, использовался кольцевой механический прицел ВВ-1 (воздушный визир). Прицеливание и наводка самолета на наземную цель производились по втулке винта и по трассам пулеметов. В момент выстрела ощущался незначительный толчок (встряхивание) самолета.
Подвеска шести РС-82 увеличивала полетную массу Як-1 примерно до 2995 кг и ухудшала его аэродинамику, что, как в случае подвески бомб, отрицательно сказывалось на летных характеристиках.
Установкой на Як-1 реактивного оружия летчики были довольны и весьма одобрительно отзывались о нем. Стрельба по воздушным целям реактивными снарядами, особенно при лобовых атаках, производила на противника сильный моральный эффект. В процессе боевой работы имели место случаи прямого попадания РС в самолет противника, от которого последний разваливался на части. Однако прямое попадание было не обязательно. Разрыв РС вблизи самолета также сбивал его. Дистанция стрельбы - от 500 до 800 м. Однако отсутствие систем наведения и самонаведения РС-82 приводило к большому их рассеиванию и к малой вероятности поражения маневрирующих воздушных целей.
Справедливости ради следует отметить, что многие наши летчики были недовольны снятием РСов с Як-1 и Як-7. В 1941-1942 гг. было испытано множество серийных самолетов Як-1 с бомбардировочным и реактивным вооружением и получены исчерпывающие данные о влиянии бомб и ракет и установок для них на летно-тактические характеристики самолета.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м10.00
Длина, м8.48
Площадь крыла, м217.15
Масса, кг
пустого самолета2490
нормальная взлетная2995
Тип двигателя
ПД М-105ПА, л.с1050
Максимальная скорость , км/ч
у земли437
на высоте528
Практическая дальность, км760
Скороподъёмность, м/мин806
Практический потолок, м9500
Экипаж,чел1
Вооружение:одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС
6 ПУ РС-82 или 2 бомбы до 100 кг

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz