Як-1 ( Зимний )
Истребитель

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941
Як-1 М-105ПА в зимнем варианте выпускали зимой 1941-1942 гг. Он представлял собой обычный серийный Як-1, на котором был осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение боеготовности, а также на обеспечение эксплуатации в зимних условиях. Его основные отличия: убирающееся лыжное шасси взамен колесного; окраска поверхности смываемой меловой клеевой краской МК-7 (поверх летнего камуфляжа); утепление агрегатов винтомоторной группы (т.е. трубопроводов, радиатора, расширительного бачка водосистемы, а также трубопроводов радиатора, маслобака, фильтра "Куно", суфлерного бачка маслосистемы); установка системы разжижения масла бензином; заправка водосистемы антифризом; использование ватного чехла для укрытия капота двигателя на стоянке; использование специальных заслонок и подушек для прикрытия радиаторов на стоянке.
Это обеспечивало работу Як-1 на сильно заснеженных полевых аэродромах без их расчистки, свело к минимуму вероятность обнаружения противником самолета на земле, облегчило запуск холодного двигателя при низких температурах воздуха, позволит поддерживать в течение длительного времени винтомоторную группу в теплом состоянии без периодических "гонок" двигателя.
Самолет Як-1 N38-55 с лыжным шасси и мелово-клеевой окраской поверхности проходил совместные заводские и государственные испытания на саратовском заводе в ноябре 1941 г.
В первоначальной конструкции шасси Як-1 (и других наших истребителей) установка убирающихся лыж не предусматривалась. Однако для их установки переделок в конструкции самого самолета не потребовалось. Основная амортстойка, схема подъема и выпуска шасси оставались прежними. Лыжа подтягивалась под купол колес шасси и выступала впереди кромки крыла на 600 мм. Эта часть лыжи была закапотирована под профиль крыла.
В зимнем варианте Як-1 стал тяжелее на 74...75 кг (за счет замены колесного шасси лыжным - на 50 кг, за счет зим- ней окраски - на 4...5 кг и за счет утепления ВМГ - на 20 кг). Взлетная масса возросла до 2985 кг. Скорость во всем диапазоне высот уменьшилась на 30 ... 40 км/ч.
Летные характеристики в основном стали хуже. Это объяснялось, главным образом, увеличением аэродинамического сопротивления из-за неплотного прилегания лыж к крылу и увеличения полетной массы самолета. Увеличение длины разбега и уменьшение длины пробега являлись следствием более высокого коэффициента трения лыж о снег, чем колес о землю.
Зимняя меловая окраска увеличивала шероховатость поверх- ности и, как следствие, тоже снижала максимальную скорость на 7...10 км/ч и несколько ухудшала остальные летные характеристики. Однако при зачистке ("прошкуривании") поверхности самолета ее сопротивление становилось практически таким же, как до нанесения зимней окраски.
По технике пилотирования Як-1 с лыжным шасси и зимней окраской в основном не отличался от Як-1 с колесным шасси. Что же касается посадки, то она стала даже проще, так как в случае ошибок (например, посадки с креном на лыжи) самолет почти не "козлил", как в случае с колесным шасси. К тому же противокапотажный угол стал больше по крайней мере на 3° и составлял 28,5°. Поэтому опасность капотирования самолета на пробеге, несмотря на более сильное торможение, практически полностью исключалась.
В приказе HКАП от 15 августа 1941 г., изданном во исполнение постановления ГКО от 14 августа, говорилось об эксплуатации всех самолетов зимой на лыжах в прифронтовой полосе.
По постановлению ГКО, HКАП обязан был в двухнедельный срок спроектировать, изготовить и представить ВВС убирающийся, унифицированный по полозу, кардану и амортизатору тип лыж для самолетов МиГ-З, Як-1, Як-7 и ЛаГГ-З. (Впервые в семействе Як-1 лыжи использовались в первый период заводских испытаний И-26-1 в начале 1940 г.).
Чертежи лыж для серийных самолетов Як-1 и Як-7 были изготовлены ОКБ А.С.Яковлева и переданы серийным заводам. Лыжа - двухлонжеронная, шириной 620 мм и длиной 1650 мм. Общая площадь двух основных лыж - 2,04 мГ. Хвостовая лыжа - убирающаяся, ее конструкция - общая для всех истребителей. Массы двух основных лыж - 123 кг, хвостовой - 6 кг.
Опыт применения Як-1, Як-7, ЛаГГ-З и МиГ-З показал, что установка на наших самолетах лыж ставила их в невыгодное положение по отношению к самолетам противника, которые летали круглый год с колесами и поэтому не имели потерь скорости.
Всего с сентября 1941 г. по 25 февраля 1942 г. было выпущено на лыжах около 830 самолетов Як-1. После этого лыжи использовались лишь на некоторых северных участках фронта.
Отказ от лыж потребовал расчистки аэродромов от снега, чего раньше у нас не делалось. Это возложило на БАО (батальоны аэродромного обслуживания) дополнительную большую ответственность за подготовку полевых аэродромов к полетам, потребовало разработки специальных средств расчистки ("гладилок" скребков, снегоочистителей), но зато позволило самолетам иметь свойственные им летные характеристики.
Для эксплуатации Як-1 в зимних условиях с колесным шасси были испробованы и так называемые "взлетные лыжи", которые отделялись от самолета после его отрыва от земли. Hо они не нашли массового применения, так как обеспечивали только взлет. Для самолетов Як-1 ввиду ограниченности их противокапотажного угла, важно было в таких условиях обеспечить в первую очередь, посадку, а не взлет. По этой причине взлетные лыжи в дальнейшем использовались в основном лишь для буксировки поврежденных в бою или неисправных самолетов с мест их вынужденной посадки. В 1944 г. HКАП заказал 5000 экземпляров таких лыж.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м10.00
Длина, м8.48
Площадь крыла, м217.15
Масса, кг
пустого самолета2475
нормальная взлетная2985
Тип двигателя
ПД М-105ПА, л.с1050
Максимальная скорость , км/ч
у земли441
на высоте533
Практическая дальность, км550
Скороподъёмность, м/мин847
Практический потолок, м10400
Экипаж,чел1
Вооружение:одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС
возможна подвеска 6 РС-82

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz