АРС-160 Пика
Авиационный реактивный снаряд

В филиале НИИ-1 МОП, согласно Постановлению 2469-1022, началась разработка авиационного реактивного снаряда АРС-160 "Пика" осколочно-фугасного действия. На заводские наземные испытания в 1-м квартале 1954 г. поступило 400 снарядов с электровзрывателями ЭВ-54(ЭВ-55)разработки НИИ-137 МОП. Они прошли с положительными результатами.
В 1953 г. на заводе 81МАП тему 361 по разработке универсальных ПУ для реактивных снарядов среднего калибра переориентировали с АРС-140-150 на снаряды АРС-160. На заводе разработали техническую документацию на ПУ, изготовили их опытные образцы и поставили заказчикам на испытания. Представители НИИ-1 МОП получили два комплекта, завода 155 МАП -двенадцать, а НИИ ВВС -два. Кроме того, на заводе разработали техническую документацию на модернизацию АПУ-4 и АПУ-5, улучшив их конструкции и отработав "универсальность" использования, а также изготовили опытные образцы для заводских испытаний. Последние показали, что АПУ-5М обеспечивают стрельбу снарядами АРС-160, АРС-212 и АРС-212М с взрывателями ЭВ-52 и ЭВ-55 с истребителей МиГ-17.
Заводские летные испытания снарядов АРС-160 в комплексе с взрывателями ЭВ-54 (ЭВ-55) решено было проводить на истребителе МиГ-17 54210443. На самолете для этого установили пусковые устройства АПУ-5М и прибор зарядки взрывателей ПЗВ-54. Стрельба осуществлялась с помощью прицела АП-2Р. В середине октября 1954 г. самолет поступил в ГК НИИ ВВС, где в течение месяца (с 22 октября по 22 ноября) было выполнено сорок два полета и отстреляно восемьдесят снарядов АРС-160 с шестьюдесятью тремя взрывателями (семнадцать снарядов было снаряжено макетами взрывателей). Для испытаний поступило три партии снарядов АРС-160, которые различались снаряжением БЧ - инертные (17), серно-пороховые (42) и со смесевым взрывчатым веществом ТГС-16 (21).
В целом испытания показали безопасность стрельбы, как в горизонтальном полете, так и в установившемся пикировании на скоростях 525-950 км/ч и высотах 300-13000 м. Материальная часть работала безотказно и не оказывала существенного влияния на конструкцию самолета и работу его силовой установки. Правда, случались и казусы - на правом вираже произошел удар снаряда об обтекатель АПУ-5М, в результате чего в пусковой образовалась вмятина глубиной 25 мм. В итоге индивидуальное рассеивание, которое по ТТТ не должно было превышать 2-3 тысячных дальности, по результатам четырнадцати наблюдений оказалось больше в 3-4 раза. Кроме того, во время ночной залповой стрельбы произошло ослепление летчика, после чего зрительное восприятие вернулось к нему только через 3-5 с. Электровзрыватель ЭВ-54 (ЭВ-55) "проявил себя" с лучшей стороны - он был безопасен, не допускал случайных срабатываний и обеспечивал надежное дистанционное действие.
В дальнейшем на основании Постановления СМ СССР 2543-1224 от 30 декабря 1954 г. и приказов по МАП 9 от 8 января и 91 от 17 февраля 1955 г. испытания снаряда АРС-160 предполагалось провести в составе системы вооружения истребителя МиГ-19, который к этому времени был запущен в серийное производство.
В соответствии с этим в ОКБ-155 приступили к оборудованию истребителя МиГ-19 (заводской шифр СМ-2Г) четырьмя АРС-160. Их заряжали в два спаренные пусковые устройства разработки завода 81 МАП. Хотя, учитывая, что подвесная база АРС-160 и АРС-212, а также расстояния между пиропатронами были одинаковыми, новые снаряды можно было вполне нормально транспортировать и пускать с ПУ-21. Однако, на вооружение "Пика" так и не поступила - ее огневая мощь yстyпала штатному снаряду С-21, а по характеристикам точности стрельбы она была сравнима с АРС-212М.
Дело в том, что в конструкции двигателя АРС-160 применили сопловой коллектор- толстую стальную крышку с девятнадцатью соплами,соосными с продольной осью боеприпаса. В отличие от коллекторов ТРС, где все наклонные сопла располагались по окружности, образуя кольцо, по коллектору "Пики" прямые сопла разместили равномерно от центрального двумя кольцами. Хотя это и не позволяло "закрутить" снаряд вокруг продольной оси, тем не менее, в большей мере усредняло эксцентриситет реактивной силы, по сравнению с односопловыми снарядами.
Для стрельбы по наземным целям снаряжать АРС-160 планировали радиолокационным взрывателем, но его экспериментальная отработка в филиале НИИ-504 так и не была закончена. И в итоге спустя три года после открытия работ по "Пике" решением СМ СССР от 12 июня 1956 г. переоборудование МиГ-19 пусковыми устройствами под АРС-160 было прекращено в стадии подготовки самолета к заводским летным испытаниям. С этим боеприпасом в ВВС закончилась эпоха авиационных реактивных снарядов, стабилизируемых на траектории только за счет собственного жесткого оперения.
Характеристики:
Калибр, мм160
Тип БЧосколочно-фугасная



АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz