Е-155МП
Экспериментальный истребитель-перехватчик

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1975
В 1966 г. ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г. Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР.
Основу системы управления вооружением перехватчика Е-155МП впервые в мире должны была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Заслон", которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4-м квартале 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция - перетяжеленной. В 1969 г. началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изд.518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме "тандем". В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев).
Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны. Учет новых требований привел в 1972 г. к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП (изд.83).
Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изд.83/1, бортовой N831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И.Микояна к 1975 г. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемыз носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел "нож" по задней кромке, отогнутый вверх на 5 град. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1.2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 град. к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались.
На самолете установлен комплекс навигации "Полет-1И" и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС "Заслон" и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.
Первый вылет на самолете N831 выполнил 16 сентября 1975 г. летчик-испытатель А.В.Федотов. Весной 1976 г. на самолете вылетели все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.
Постройка второго экземпляра Е-155МП (изд.83/2, бортовой N832) на ММЗ им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 г. В отличие от первого прототипа самолет N832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС "Заслон" и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 г., А.В.Федотов. Самолеты N831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м13.46
Длина, м22.69
Высота, м5.15
Площадь крыла,м259.80
Масса, кг
пустого самолёта20800
нормальная взлетная40600
максимальная взлетная46000
Тип двигателя
ТРДДФ Д-30Ф-6, кН91/152
Максимальная скорость, км/чна высоте 17500 м - 3000 (М=2.82)
на малой высоте - 1500
Практическая дальность, км2150
Практический потолок, м20000
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж, чел2
Вооружение:одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов)
Боевая нагрузка - 3000 кг

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz