Бе-10Н
Морской ракетоносец

Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по крылатой противокорабельной ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М. Бериева. Бериев принимает решение делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. Вся система, включая самолет, получила название К-12Б.
Ракета К-12БС, оснащенные ядерным боеприпасом, предназначалась для поражения бронированных кораблей и крупных транспортов. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным боеприпасом, могли быть использованы для борьбы с транспортами водоизмещением до 8000 т и небронированными кораблями, а также для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей. Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева создавался уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано. Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до шпангоута № 18 (там размещалась антенна станции "Шпиль") и грузоотсеком (убраны верхний и нижние люки). На Бе-10Н также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировались бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки, полностью заменялось электрооборудование, т. к.количество потребителей тока увеличивалось в два раза. Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет мог нести на пилонах под крылом одну или две ракеты. Максимальная скорость Бе-10Н с одной КР - 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета - 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки - 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС «Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
Эскизный проект системы К-12Б был представлен научно-техническому совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 г., где был одобрен.
При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они бы дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи. Но дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника. В связи с этим работы по ракетной летающей лодке Бе-10 были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 г., одновременно закрыты и работы по К-12БС.
Тактико-технические характеристики
РазработчикОКБ-49 Г.Н. Бериева
Кодовое обозначение НАТОMallow
Проэкт1958-1960
Экипаж, чел3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолёта, м31.45
Размах крыла, м28.6
Площадь крыла, м2130
Угол стреловидности крыла35°
Масса взлётная, кг48500
Силовая установка:
ТРД АЛ-7ПБ, кгс2 по 7350
максимальная9000
пустого5030
Лётные данные:
Максимальная скорость полета с 1-й ПКР, км/ч875
Практический потолок, м11600-11800
Радиус действия, км/ч без дозаправки1250 (1400-1450)
С одной дозаправкой2060
Вооружение:ПКР 1-2, К-12БС

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz