Су-22
Истребитель-бомбардировщик

Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов были направлены в Египет. В 1970-1971 годах в ОКБ П.О. Сухого был разработан самолёт Су-20, являющийся экспортной модификацией Су-17М. Прототип впервые поднялся в воздух 15 декабря 1972 года (лётчик-испытатель А.Исаков). Серийное производство началось на на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина в 1973 году. Первые 15 самолётов поступили на вооружение ВВС Сирии.
Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования. УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК "Квант", а аппаратуру линии наведения ракет Х-23 применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22 заменены неподвижными установками УПК-23.
В 1973 году началось проектирование следующей модификации - Су-22. По требованию министерства авиационной промышленности на него установили двигатель Р-29БС-300 ("изделие 55БС") конструкции С.К.Туманского, что обеспечивало унификацию с самолётами МиГ-23БН и МиГ-27, в большом количестве поставляемыми союзникам СССР. Установка двигателя, имевшего большие габариты, обусловила уширение задней части фюзеляжа. В состав вооружения входили ракеты Р-3С и Х-23. Прототип С-32М2Д был изготовлен в 1974 году (переделан из серийного Су-17М2). Первый полёт состоялся в январе 1975 года.
Серийное производство началось в 1976 году. По сравнению с Су-17М2 экспортный Су-22 имел несколько меньшую дальность полёта и худшие разгонные характеристики. Первые Су-22 получили ВВС Перу.
В 1973-1990 годах было изготовлено около 700 самолётов Су-20 и Су-22 различных модификаций. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира. Среди них были: Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, ЙАР, Ливия, НДРЙ, Пару, Польша, Сирия, Чехословакия (в настоящее время есть и в Чехии, и Словакии). Часть своих самолётов в 70-х годах Египет продал США, ФРГ и Китаю. В боевых условиях Су-20 применялись в боях против Израиля в сентябре 1973 года, Су-22 - в Чаде в 1980 году и в долине р. Бекаа (Ливан) в 1982 году. На Су-20 и Су-22 воевали афганские лётчики.
Применялись эти самолёты и во время ирано-иракской войны. Во время гражданской войны в Йемене самолёты Су-22М имели обе противобортвующие стороны. В январе-феврале 1995 года Су-22М ВВС Перу применялись в боевых действиях на границе с Эквадором. Некоторые самолёты, по разным причинам не попавшие к заказчику, служили в советских ВВС.
Модификации самолёта:
С-32МКИ - прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
С-32М2Д - прототип Су-22.
Су-20 (С-32МК) - экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М. Выпускался в 1973-1976 годах.
Су-22 (С-32М2К) - экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
Су-20Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
Су-22М (С-52К) - экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
Су-22М3 (С-52М3К) - доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию.
Су-22М3Р - разведчик на базе Су-22М3.
Су-22М4 (С-54К) - экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
Су-22М4Р - разведчик на базе Су-22М4.
Су-22Р - разведчик на базе Су-22.
Су-22УМ (С-52УК) - учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
Су-22УМ3К - учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.
Тактико-технические характеристики
Су-20
Марка двигателя:
АЛ-21Ф-3, кгс7800/11200
Размеры самолёта, м
размах крыла при стреловидности 30°13.68
размах крыла при стреловидности 63°10.025
длина с ПВД19.026
высота5.129
Площадь крыла при 30°, м238.49
Масса, кг
максимальная взлётная1627
пустого9950
Запас топлива, л2790
Масса боевой нагрузки, кг2500
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км1930
Скорость, км/ч
максимальная у земли1350
взлётная350
посадочная275
Максимальное число М2.1
Максимальная скороподъёмность, м/с210
Максимальная эксплуатационная перегрузка7.5
Потолок,м16350
Длина разбега, м1250
Длина пробега,м700
Экипаж, чел1

Су-22
Марка двигателя:
Р-29Б-300, кгс8000/11500
Размеры самолёта, м
размах крыла при стреловидности 30°13.68
размах крыла при стреловидности 63°10.025
длина с ПВД18.868
высота4.857
Площадь крыла при 30°, м238.49
Масса, кг
максимальная взлётная18820
пустого10445
Запас топлива, л3770
Масса боевой нагрузки, кг4000
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км2500
Скорость, км/ч
максимальная у земли1350
взлётная390
посадочная290
Максимальное число М2.1
Максимальная скороподъёмность, м/с220
Максимальная эксплуатационная перегрузка7.5
Потолок,м15400
Длина разбега, м1500
Длина пробега,м850
Экипаж, чел1

Су-22М4
Марка двигателя:
АЛ-21Ф-3, кгс7800/11200
Размеры самолёта, м
размах крыла при стреловидности 30°13.68
размах крыла при стреловидности 63°10.025
длина с ПВД19.026
высота5.129
Площадь крыла при 30°, м238.49
Масса, кг
максимальная взлётная19700
пустого12161
Запас топлива, л3770
Масса боевой нагрузки, кг4070
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км2550
Скорость, км/ч
максимальная у земли1350
взлётная360
посадочная285
Максимальное число М1.75
Максимальная скороподъёмность, м/с230
Максимальная эксплуатационная перегрузка7.5
Потолок,м15200
Длина разбега, м1500
Длина пробега,м1100
Экипаж, чел1

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz