РАЗМЕРЫ:
Размах крыла 37,42 м;
длина самолета 40,075 м;
высота самолета 10,16 м;
площадь крыла 140 м2.
ЧИСЛО МЕСТ:
Экипаж 7 человек.
ДВИГАТЕЛИ: На самолете Ил-38 устанавливаются четыре ТВД АИ-20М (4х3170 кВт/4х4250 л. с.).
МАССЫ И НАГРУЗКИ:
максимальная взлетная 66 000 кг;
пустого 34 030 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ:
Максимальная скорость на большой высоте 685 км/ч;
практическая дальность полета 8500 км;
длина разбега 1300 м;
длина пробега 850 м.
ОБОРУДОВАНИЕ: Первый отечественный серийный самолет с бортовой ЦВМ. Оснащен пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а также автоматизированной поисково-прицельной системой (ППС) "Беркут", в состав которой входит БЦВМ "Пламя" (расположена в хвостовой части фюзеляжа над отсеком вооружения в негерметизированном контейнере с постоянной температурой и влажностью воздуха), магнитометр и обзорная РЛС, установленная под фюзеляжем и способная обнаруживать надводные корабли, а также ПЛ под перископами. Управление системой осуществляют два оператора, рабочие места которых оборудованы индикаторами на ЭЛТ (по уровню автоматизации Ил-38 превосходит аналогичный американский самолет Локхид Р-ЗС "Орион" с автоматизированной системой A-NEW, управление которой осуществляется пятью операторами).
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: По сравнению с исходным самолетом Ил-18Д центроплан смещен вперед на 3 м (из соображений центровки самолета при размещении в передней части фюзеляжа дополнительного БРЭО), длина гермокабины уменьшена, над центропланом расположен дополнительный топливный бак (емкость топливных баков увеличена до 29 000 л).
ВООРУЖЕНИЕ: В двух фюзеляжных отсеках целевой нагрузки могут размещаться глубинные бомбы, противолодочные УР, торпеды, мины и РГБ (до трех типов).
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ: Находится на вооружении ВМС России и Индии. Серийный выпуск прекращен.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: Работы по созданию противолодочного самолета, оснащенного ППС "Беркут" для атаки ПЛ (в том числе и с ядерными силовыми установками), начаты в 1960 г. на конкурсной основе в ОКБ им. А. Н. Туполева и им. С. В. Ильюшина. В 1962 г. начались летные испытания прототипа самолета Ил-38 (без ППС, поставка которой задерживалась промышленностью). Несколько позже началась отработка системы на летающей лаборатории Ил-18. В 1965 г. приступили к летным испытаниям самолета с полным комплектом БРЭО, в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение.
Серийная постройка самолетов велась на авиазаводе "Знамя труда" (ныне МАПО им. Дементьева), выпущено более 60 Ил-38.
Является первым в мире самолетом, оснащенным автоматизированной ППС (американский самолет ПЛО с аналогичным оборудованием Локхид Р-3С "Орион" создан в 1968 г. и принят на вооружение ВМС США в 1969 г.).
В первой половине 1970-х годов велись работы над усовершенствованным вариантом самолета Ил-38, оснащенным новой ППС и системой дозаправки в полете (для отработки дозаправки был переоборудован один самолет Ил-38, проходивший летные испытания в 1973-1974 гг., в качестве самолета-заправщика также предполагалось использовать самолет Ил-38 с заправочным оборудованием, смонтированным в бомбовом отсеке, при дозаправке в полете максимальная полетная масса самолета могла достигать 68000 кг), однако по финансовым соображениям, а также из-за наличия самолета Ту-142М с усовершенствованным ППС работы были прекращены.
Как сообщалось в сентябре 1999 года, Госкомпанией "Росвооружение" прорабатывался с Индией контракт по модернизации противолодочных самолетов Ил-38, Ту-142 и корабельного противолодочного вертолета Ка-28 индийских военно-морских сил. Контрактом, в частности, предусматривалось создание нового комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) "Морской змей" (разработчик холдинговая компания "Ленинец", г. Санкт-Петербург). Параллельно аналогичный комплекс БРЭО, но с более высокими характеристиками, планировалось создать и для российских Военно-воздушных Сил.
В госкомпании "Росвооружение" и главном штабе ВВС считают, что такой подход в интересах обеих стран, так как позволяет существенно сократить расходы на разработку новых образцов авиационного радиоэлектронного оборудования.
По данным на конец октября 2000 года, Индия готовится оснастить самолеты своей морской авиации российскими противокорабельными ракетами - ракетное оружие будет установлено на восьми дальних морских разведчиках Ty-142 и пяти противолодочных патрульных самолетах Ил-38, закупленных в СССР в 80-х годах. Сейчас эти самолеты имеют на вооружении только противолодочные торпеды.
В настоящее время главный штаб индийских ВМС ожидает решения правительства о модернизации самолетов этого типа на российских предприятиях. Первый индийский Ил-38 может быть направлен с этой целью в Россию уже в конце2000 года. Начало модернизации морских разведчиков Ту-142 предварительно планируется на начало 2001 года. В результате переоснащения срок эксплуатации этих самолетов предполагается продлить на 15 лет.
РАЗРАБОТЧИК: ОКБ им. С.В. Ильюшина Поиск ЛА по алфавиту