Ту-126
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и наведения

В 50-х годах возникла проблема обеспечения защиты северных рубежей СССР (северное направление было наиболее вероятным для появления американских стратегических бомбардировщиков).
Строительство за Полярным кругом сети наземных РЛС требовало времени и огромных затрат. 4 июля 1958 года вышло постаеновление СМ СССР № 608-293 о разработке системы радиолокационного наблюдения воздушного базирования. Головной организацией был утверждён НИИ-17 (с 1967 года - МНИИП "Вега"). Работу возглавил директор института А.Метельский. В работе так же участвовали ОКБ-373, НИИ-25, НИИ-101. Разработка самолёта была поручена ОКБ-156 А.Н.Туполева. Общее руководство по самолёту осуществлял Н.И.Базенков.
В качестве носителя вначале предполагалось использовать Ту-95, но позже остановились на Ту-114, имевшем фюзеляж большего диаметра и объёма. Основной проблемой оказалось обеспечение достаточного размера антенн, от чего зависила мощность сигнала и чувствительность приёмника. Эту проблему решили, разместив длинномерную плиту антенны в дискообразном обтекаемом корпусе (американцы применили аналогичное решение значительно позже). Проект самолёта "126" ("Л") был утверждён 30 января 1960 года. 30 мая вышло постановлени СМ СССР № 567-230, поручавшее заводу №18 в Куйбышеве построить самолёт Ту-126 с комплексом "Лиана". Рабочие чертежи в короткий срок были подготовлены в Куйбышевском филиале ОКБ под руководством А.И.Путилова. Прототип был готов в 1961 году. 23 января 1962 года экипаж лётчика-испытателя И.М.Сухомлина впервые поднял его в небо. Испытания продолжались до ноября 1964 года (в основном дорабатывался комплекс "Лиана"). Не дожидаясь окончания испытаний, началась подготовка к производству (решение ВПК №275 от 27.11.63). В апреле 1965 года Ту-126 был принят на вооружение (приказ МО №041).
Как и базовый самолёт, Ту-126 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Для обеспечения путевой устойчивости под фюзеляжем установлен дополнительный киль-гребень. Стабилизатор выполнен переставным. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 4 турбовинтовых двигателей НК-12МВ конструкции Н.Д.Кузнецова. Отличительной особенностью Ту-126 была огромная антенна РЛС (диаметр - 11 м, высота - 2 м, масса - 12 т), установленная в обтекателе над фюзеляжем на пилоне высотой 2,6 м и вращавшаяся вместе с обтекателем вокруг своей оси со скоростью 10 об/мин (специаольно для Ту-126 было организовано производство подшипников диаметром 1200 мм). Пассажирская кабина полностью перекомпанована: передняя и средняя части фюзеляжа были заняты пультами с рабочими местами операторов, задняя - агрегатами РЛС и аппаратурой связи. Количество иллюминаторов значительно сокращено. Оборонительное вооружение состояло из кормовой пушечной установки (2 пушки АМ-23). Лётный и радиотехнический экипажи дублировались и работали посменно.
Комплекс "Лиана" мог надёжно обнаруживать воздушные цели, идущие на больших и средних высотах. В состав оборудования самолёта входил расширенный бортовой комплекс средств связи и навигации, позволявший вести обмен данными с наземными, корабельными и воздушными командными пунктами. С борта Ту-126 можно было наводить на цель истребители и зенитные ракетные комплексы, боевые корабли и береговые батареи (на морские цели). Серийные самолёты отличались от прототипа наличием станции радиоразведки "Ромб" и штанги дозаправки топливом в полёте (аналогичной на Ту-95КД). Наличие оборонительного вооружения было признано нецелесообразным (комплекс "Диана" обнаруживал носителей ракет "воздух-воздух" и работающие РЛС задолго до их выхода на рубежи пуска). Во время эксплуатации самолёты дооснащались дополнительными средствами радио и радиотехнической разведки. Часть самолётов была оснащена аппаратурой РЭБ (устанавливалась в хвостовом отсеке).
В 1963-1967 годах на Куйбышевском авиазаводе №18 было изготовлено 8 серийных самолётов Ту-126. Из них была образована 67 отдельная эскадрилья ДРЛО (базировалась в Шауляе, Литва). Самолёты вели радиолокационную и радиотехническую разведку в акваториях Баренцева, Карского и Балтийского морей, наводили перехватчики Ту-128 на цели северо-западнее Новой Земли, осуществляли слежение за морскими целями (до появления Ту-95РЦ). Они часто привлекались к различным масштабным учениям ("Океан-70" и др.). В 1971 году во время Индо-Пакистанского инциндента 1 самолёт принимал участие в наведении индийских истребителей-бомбардирощиков Су-7БКЛ (на них отсутствовал бортовой локатор) на цели в Пакистане. С началом Ирано-Иракской войны самолёты Ту-126 стали постоянно дежурить у южных границ СССР, наблюдая за обоими противоборствующими сторонами. Самолёты эксплуатировались до 1984 года, когда им на смену пришли А-50. Прототип Ту-126 в 70-х годах был переооборудован для испытаний комплекса "Шмель" (устанавливается на А-50).
Модификации самолёта:
Ту-126 - самолёт ДРЛО с комплексом "Лиана".
Ту-156 - самолёт ДРЛО с комплексом "Шмель" (проект). Отличался двигателями Д-30КП и более высоким пилоном под антенну. Разработан в 1970 году.
Тактико-технические характеристики
Экипаж, чел.15
Скорость, км/ч
максимальная на высоте около 10 км850
максимальная на высоте до 3 км650
крейсерская720
Практический потолок, м.9750
Дальность, км
перегоночная12550
действия6990
Масса, кг
нормальная взлётная175000
Длина разбега
(при нормальной взлётной массе), м2800
Длина пробега
( при нормальной посадочной массе), м 1700
Габариты самолёта, м
размах крыльев51.2
длина55.2
высота 15.5
Двигатели:
ТВД НК-12МВ, кгс4 по 15000

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz