Су-25УТГ
Корабельный учебно-тренировочный самолёт

В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Тбилиси", потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Ещё в 1984 году была осуществлена программа испытаний Т8-4 (один из прототипов Су-25) по взлёту с трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. Поэтому разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. П.О. Сухого. За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.
Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе "Нитка". 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР "Тбилиси". Программа испытаний на "Тбилиси" (позже переименован в "Адмирал Кузнецов") была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.
Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.
В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 8 самолётов поступили в Саки. Позже большая часть из них была передана на Северный флот. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок.
Модификации самолёта:
Т8-УТГ1 - прототип. Переоборудован из Су-25УТ на заводе в Улан-Удэ в 1988 году.
Су-25УТГ - серийный. Изготовлено 5 самолётов.
Тактико-технические характеристики
Экипаж, чел.2
Скорость, км/ч
максимальная на высоте до 3 км970
крейсерская850
Практический потолок, м10000
Дальность, км
перегоночная2250
действия750
Масса, кг
максимальная взлётная17600
нормальная взлётная14600
пустого самолёта9500
Максимальная боевая нагрузка, кг4340
Длина разбега
(при нормальной взлётной массе), м550-600
Длина пробега
( при нормальной посадочной массе), м 600-750
Габариты самолёта, м
размах крыльев14.36
длина15.36
высота 4.8
Двигатели:
ТРД Р-195, кгс 2 по 4500

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz