C-54
Многоцелевой учебно-боевой истребитель

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет:
Опыт ведения воздушных войн свидетельствует, что победу одерживает та из сторон, которая более быстрыми темпами, чем противник, сумеет нарастить боевую мощь своей авиации. А этого нельзя достичь, имея на вооружении только тяжелые истребители, способные эффективно решать широкий круг боевых задач, но обладающие одним весьма существенным недостатком: в случае возникновения угрозы широкомасштабных боевых действий (а события в Югославии лишний раз подтвердили, что подобные сценарии в обозримом будущем вполне вероятны) даже наиболее развитые в экономическом отношении страны не смогут быстро и в нужных количествах развернуть их полномасштабное производство.
В настоящее время планами ВВС США предусматривается до 2012 г. закупить лишь 339 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A "Рэптор" (возможно, в дальнейшем это число уменьшится). Даже если Министерство обороны России сумеет найти средства на развертывание выпуска собственных истребителей аналогичного класса, их число, при самом оптимистичном прогнозе, также вряд ли превысит две - три сотни. Этого явно недостаточно для сохранения способности к ведению боевых действий в воздухе в любой сколько-нибудь продолжительной войне.
Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве "мобилизационные" самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий.
Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель - своеобразный "МиГ-21 XXI века", по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Cy-27, F-15 или F/A-18E/F. Создание легкого компактного истребителя корабельного базирования, имеющего минимальные габариты, позволило бы резко повысить боевой потенциал авианосцев, в несколько раз увеличив число боевых самолетов на борту каждого корабля. Немаловажным достоинством легкого истребителя является и его значительно более высокий экспортный потенциал. Сегодня тяжелыми истребителями (класса Су-27 или F-15) располагают лишь несколько стран - Россия, США, Китай, Индия, Израиль, Саудовская Аравия и Япония. В то же время десятки стран имеют в составе своих ВВС более легкие истребители четвертого поколения (МиГ-29, F-16, F/A-18 и "Мираж" 2000). Однако и эти самолеты, нормальная взлетная масса которых уже перевалила за 15 т, уже нельзя в полной мере назвать "легкими". И уж никак не "тянут" на "легкую весовую категорию" зарубежные самолеты нового поколения - EF2000 "Тайфун", "Рафаль" и F-2. Запредельной (60 - 100 млн. долл.) стала и стоимость этих машин, что делает их недоступными для большинства потенциальных покупателей.
В этих условиях в ряде стран, активно ищущих свое место на мировом авиационном рынке (Китае, Индии, Германии, Южной Корее и др.) начались работы по созданию более легких (10 - 12 т) и значительно более дешевых машин, в значительной степени ориентированных на экспорт. Однако анализ характеристик этих самолетов позволяет сделать вывод, что по своим боевым возможностям они будут значительно уступать модернизированным российским, европейским и американским истребителям.
Работа по созданию легкого боевого самолета (точнее - семейства самолетов - С-54, -55 и C-56) ведется в ОКБ "Сухой". Первоначально программа С-54, реализация которой была начата в 1990 г., предполагала разработку сверхзвуковой учебно-боевой машины, предназначенной для подготовки летчиков-истребителей советских ВВС, а также для поставок на экспорт. При этом предусматривалось широкое использование научно-технического задела, полученного в ходе разработки истребителя Су-27. Однако успехи, достигнутые при создании модернизированных истребителей семейства Cy-27 - Cy-33, Cy-33УБ, Cy-35 и др., достижения в области аэродинамики, электроники, двигателестроения, бортовых систем, позволили существенно расширить потенциал самолета, превратив его из учебно-боевой в полноценную боевую машину, по своим основным характеристикам не уступающую (или превосходящую) Су-27, но имеющую при этом вдвое меньшую массу и стоимость.
С самого начала самолет С-54 проектировался с учетом возможности корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака, применением антикоррозийной защиты и т.п.). Такой подход конструкторов основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного самолета сухопутный, а не наоборот.
Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя C-56, позволяют увеличить "самолетовместимость" авианосцев в два - три раза, что резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть "борьбу на истощение" с авианосцами противника.
Требование обеспечения базирования на российском авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" определило массовые характеристики истребителя С-56. Дело в том, что аэрофинишерные машины, установленные на "Кузнецове", из-за своей инерционности просто не успевают раскрутиться, если масса садящейся машины составляет менее семи т: возникают недопустимо большие продольные перегрузки при торможении, что может привести к поломке самолета или травмам летчика. Исходя из этого, нормальная взлетная масса С-56 (с двумя ракетами класса "воздух - воздух" средней дальности и двумя УР ближнего боя) составила 12 т - немногим больше, чем у последних модификаций МиГ-21 (8 - 9 т).
Аэродинамическая компоновка С-54/55/56 близка компоновке самолета Cy-33: цельноповоротные переднее и заднее хвостовое оперения, трапециевидное крыло относительно большого удлинения, плавно сопрягающееся с фюзеляжем, двухкилевое вертикальное оперение.
Однако есть и существенные отличия. По сравнением с последней машиной семейства "двадцать седьмых" - Су-ЗЗКУБ - аэродинамика нового легкого истребителя значительно улучшена. Крыло стало адаптивным, что значительно увеличило аэродинамическое качество. Для улучшения маневренных характеристик кили и подфюзеляжные гребни сделаны цельноповоротными и установлены на одной оси.
С-56 будет, без преувеличения, самым компактным истребителем в мире. Конструкторы поставили перед собой задачу "вписать" поперечное сечение самолета в "сложенном" виде в квадрат со сторонами 3х3 м. Этого удалось достичь за счет применения двойного складывания крыла, которое "ломается" по оси узлов крепления к фюзеляжу, а также в средней части консолей (при этом одна половина накрывает сверху другую). Еще одно оригинальное решение - "приседающее" шасси. Передняя опора убирается поворотом вперед, а основные опоры - поворотом назад. В полуубранном положении шасси самолет "садится" на своеобразный "шпагат", что ограничивает его стояночную высоту тремя метрами. Это позволяет по-новому подойти к размещению самолетов на авианосце.
Между ангарной и галерейной палубой авианосца может появиться еще одна легкая палуба, что обеспечит возможность приема на борт корабля в два - три раза большего числа истребителей. При этом не потребуется внесения сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию самолетоподьемников. Для размещения самолетов, имеющих большие габариты (например, Су-33) и вертолетов часть ангарной палубы может быть сохранена одноярусной.
При создании самолетов С-54/55/56 не предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях пятого поколения F-22 и JSF, применение средств снижения радиолокационной заметности. В частности, вооружение, в отличие от американских машин, будет размещено лишь на внешних узлах подвески. В то же время радиолокационную заметность предполагается уменьшить приблизительно на порядок за счет более тщательного сопряжения подвесного вооружения и планера, снижения числа выступающих деталей, антенн, крепежа, применения радиопоглощающих покрытий и материалов и т.п.
На двухместном самолете С-55 принято поперечное размещение кресел летчиков (как на Cy-24, Cy-27ИБ и Су-ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа в полете и упрощает обучение летчиков. При этом, несмотря на малые размеры самолета, удалось сохранить расстояние между креслами, не меньшее, чем на бомбардировщике Cy-24.
С-54 оснащен одним двигателем типа АЛ-31 с "трехмерной" системой управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечена взлетная тяговооруженность, значительно больше единицы. В перспективе, при оснащении машины двигателем нового поколения, возможно достижение и сверхзвуковой крейсерской скорости. Во внутренних баках С-54 может размещаться 4500 кг топлива (для сравнения, вдвое более тяжелый американский истребитель F-15C "Игл" может брать на борт лишь 6100 кг керосина). Это, а также совершенная аэродинамика, обеспечили возможность достижения практической дальности, равной 4000 км (у F-15 без подвесных баков она составляет только 2000 км). Самолеты семейства С-54 планируется оснастить самым современным БРЭО. Диаметр радиопрозрачного обтекателя БРЛС в носовой части фюзеляжа равен диаметру обтекателя самолета типа Су-27 (порядка 1 м). Это позволяет установить на легкий истребитель мощную радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, обеспечивающую дальность обнаружения воздушных целей, значительно большую, чем у таких самолетов, как F-16C или JSF. БРЛС будет дополнена новым оптико-электронным комплексом, включающим низкоуровневую ночную систему и способным работать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.
Как и на других перспективных российских истребителях, на С-54 и его модификациях предполагается установить мощный бортовой вычислительный комплекс с отечественными процессорами, имеющими быстродействие в несколько десятков миллиардов операций в секунду. Информационно-управляющее поле кабины выполнено по новым принципам, с использованием многофункциональных цветных индикаторов, имеющих размер по диагонали, равный 14... 15 дюймов.
В кабине самолета планируется установить усовершенствованное катапультное кресло, являющееся дальнейшим развитием кресла К-36. Будет применен новый противоперегрузочный костюм и кислородная система летчика, обеспечивающие возможность ведения маневренного воздушного боя с перегрузками 10...12. Летчик получит и новый облегченный шлем, совмещенный с нашлемным индикатором.
При создании истребителя принимаются меры по значительному (на порядок) снижению численности наземного (корабельного) обслуживающего персонала.
Несмотря на экономические трудности, paботы по самолетам семейства С-54 продолжаются, однако реализацию проекта нужного ускорить, так как через несколько лет в состав индийского флота должен вступить переоборудованный в "полноценный" авианосец бывший авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".
Cy-56 является идеальной машиной для оснащения этого корабля, а также легкого "авианоца противовоздушной обороны", строительство которого планировано на индийской верфи, однако, если российская машина опоздает, на палубах индийских кораблей могут "прописаться" машины западного производства - например, французский "Рафаль" М, запущенный в серийное производство, или новые модификации "Харриера". То же самое может случит и в Китае, который в скором будущем также обзаведется собственными авианосцами. Ощущают потребность в самолетах такого класса и российские вооруженные силы. Появление в начале следующего десятилетия нового легкого и дешевого истребителя, проект которого уже достаточно глубоко проработан, позволило бы в короткое время увеличить боеспособность отечественных ВВС и морской авиации, а также укрепить позиции России на международном авиационном рынке.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м9.80
Длина, м12.30
Высота, м4.47
Площадь крыла,м226.42
Масса, кг
пустого самолёта4790
максимальная взлетная9410
Тип двигателя
ТРДДФ Р-195ФС, кгс4200/6200
Максимальная скорость, км/ч на высоте - 1660
у земли - 1200
Практическая дальность, км2000
Практический потолок, м18000
Экипаж, чел2

Информация из "списка ОКБ"
Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz