МиГ-29 ("9-13")
Фронтовой истребитель

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: СССР
Первый полет: 1984
МиГ-29 (9-13) - одноместный фронтовой истребитель с двумя двигателями РД-33, радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-29 и оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЭПрНК-29, модификация серийного МиГ-29 (9-12) с увеличенной емкостью топливного бака N1 (на 240 л), возможностью подвески под крылом двух ПТБ емкостью по 1150 л и станцией активных радиолокационных помех "Гардения". Для размещения нового оборудования увеличено сечение грота за кабиной летчика.
В 1982 г. в очередном конфликте на Ближнем Востоке впервые были широко применены истребители 4-го поколения и самолеты ДРЛО. Перед микояновцами была поставлена задача в кратчайший срок выпустить модификацию МиГ-29 с оборудованием РЭП и увеличенным запасом топлива. Тогда же началась разработка помеховой станции "Гардения" для подавления радаров истребителей, ЗРК, а также головок различных ракет, прежде всего новых УР "воздух-воздух" AIM-7M и AMRAAM, Создатели МиГ-29 решили увеличить высоту средней части фюзеляжа, где разместить дополнительное топливо и РЭО. Однако почти все место заняли блоки "Гардении", и объем баков увеличился лишь на 240 л. Выполнить требования по топливу удалось, применив сбрасываемые ПТБ. Серийные "9-12" несли один бак между двигателями, теперь же под крылом была обеспечена подвеска еще двух ПТБ-1150.В состав оборудования входили радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29.
4 мая 1984 г. переоборудованная соответствующим образом на ММЗ им. Микояна серийная машина N0406 выполнила первый полет. Основное внимание в ходе первого этапа испытаний уделялось ее летным свойствам и, прежде всего, устойчивости, управляемости и штопорным характеристикам. В состав вооружения дополнительно включены контейнеры малых грузов КМГ-У для размещения большого количества бомб и мин калибра 0.5-2.5 кг. Максимальная масса бомбовой нагрузки увеличена до 3000 кг (обеспечена возможность подвески 6 бомб калибра 500 кг, по две бомбы на тандемных балочных держателях на внутренних крыльевых точках). Масса пустого самолета новой модификации по сравнению с "9-12" увеличилась на 300 кг, нормальная взлетная не изменилась, а перегрузочная выросла на 380 кг. ЛТХ, в том числе боевой радиус действия, практически не ухудшились, а перегоночная дальность выросла на 800 км. На следующем этапе были проведены испытания аппаратуры РЭП. Они показали, что "Гардения", в основном, соответствует ТЗ, однако появление новых ЗРК, и прежде всего помехозащищенного комплекса "Патриот", значительно снижало ее ценность. И все же самолет был рекомендован к запуску в серию. Вскоре переоборудовали еще один МиГ-29 N1616, который был передан МАПО в качестве эталона.
Выпуск самолета начался в 1986 г. Он не получил обычного буквенного индекса, и в войсках пользовались фирменным обозначением МиГ-29 "9-13", а в МАПО - "изд. 7". По некоторым данным, планировалось сдать 3-4 тысячи таких машин, которыми собирались заменить МиГ-21бис и МиГ-23МЛД. Но в 1991 г было принято решение о прекращении выпуска МиГ-29 всех модификаций. Как не оттягивало руководство МАП выполнение этой директивы, в следующем году сборочные линии остановились. Всего построили более 1200 самолетов "9-12" и "9-13" (последних - свыше 60%). Кроме того, в Горьком выпустили более 200 спарок.
Приоритет при поступлении МиГ-29 в войска отдавался округам, которые противостояли группировкам НАТО в Европе. Машинами модификации "9-13" вооружили входивший в 14-ю воздушную армии армию 92-й ИАП в Мукачево (Прикарпатском ВО). В 1987 г. в связи с переходом на МиГ-29, 35-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ) вновь стал истребительным. Он размещался на аэродроме Цербст и входил в 126-ю Краснознаменную ГИАД 16-й ВА. При возвращении в истребители 2-я эскадрилья приняла- шестнадцать "9-13".
Несмотря на то, что МиГ-29 мало подходил на роль ударной машины, его получали и полки истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА). В середине 1980-х гг. обменял свои МиГ-27 на самолеты "9-13" входящий в 48-ю ВА (ОдВО) 642-й АПИБ. Принял МиГ-29 и 927-й Кенигсбергский АПИБ из Березы-Карпусской, что в Белоруссии.
После распада СССР примерно 2/3 всего парка МиГ-29 находилось за пределами России, которая в 1992 г. располагала около 300 МиГ-29, в основном, "9-13". Этот парк пополнился, главным образом, за счет возвращения самолетов из Европы и бывших союзных республик. Так, в 1992 г был выведен из Грузии в Багай-Барановку (Саратовская обл.) и вскоре расформирован 176-й ГИАП. На 1995 г. в ВВС РФ насчитывалось уже 410 МиГ-29, из них около 60 спарок. Еще 47 машин этого типа было у моряков. Но дальше количество "девяток" в частях начало неуклонно сокращаться. После объединения в 1998г. ВВС и ПВО их осталось 315, а на 2001 г. - всего 260, и место наиболее массового истребителя занял Cy-27 (340 машин в строю). Самолеты, полученные после 1992 г., направлялись и на перевооружение частей, эксплуатировавших устаревшую технику. МиГ-29 появились в 960-м ИАП, сформированном в начале 1990-х гг. на кубанском аэродроме Приморско-Ахтарск Северо-Кавказского ВО (ранее этот полк был учебным и летал на L-39). 120-й ИАП 23-й ВА из забайкальской Домны в начале 1993 г. перевооружился с МиГ-23МЛД на самолеты "9-12", "9-13" и "9-51" из 176-го ГИАП. В 1998г. он получил еще и титулы расформированного 125-го ОРАП и стал именоваться Брестским ордена Кутузова 120-м ГИАП.
В мае 1989 г последовал довольно неожиданный контракт на поставки МиГ-29 в КНДР. Несмотря на политику "чучхе" (помоги себе сам), эта страна стала единственным зарубежным получателем самолетов в варианте "9-13" (хотя часть в партии из 30 машин составили обычные "9-12"Б). Забавным моментом сделки было то, что с началом поставок МиГов Ким Ир Сену в Луховицах вдруг появились телевизоры, видеомагнитофоны и другие штучки южнокорейского производства, заметно оживившие скучные полки местных магазинов.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м11.36
Длина самолёта со штангой ПВД, м17.32
Высота, м4.73
Площадь крыла,м238.06
Масса, кг
пустого11200
нормальная взлётная15600
максимальная взлетная18480
топливо внутренее - 4540
ПТБ - 3800
Тип двигателя
ТРДДФ РД-33, кгс2 по 8300/5040
Максимальная скорость, км/чна высоте - 2450 (М=2,3)
у земли - 1500
Практическая дальность, кмна малой высоте - 710
на большой высоте - 1500
с ПТБ - 2160
Максимальная скороподъемность, м/мин19800
Практический потолок, м18000
Макс. эксплуатационная перегрузка9
Экипаж, чел1
Вооружение:Одноствольная 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
Боевая нагрузка - 3200 кг на шести подкрыльевых узлах
две ракеты средней дальности Р-27Р
и до 6 ракет ближнего воздушного боя Р-73 или Р-60М
бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ
НАР 80 С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz