Ту-142
Противолодочный самолёт

Самолет предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника на удалении до 5000 км от аэродрома базирования, создания и контроля в течение продолжительного времени противолодочных рубежей большой протяженности.
Самолет разработан ОКБ Туполева в конце 60-х годов на базе стратегического бомбардировщика Ту-95РЦ. Первый полет опытного образца Ту-142 состоялся летом 1968 года. На вооружение авиации ВМФ самолет был принят в 1972 году, серийное производство осуществлялось сначала на авиазаводе в г.Куйбышеве (Самара), а затем - в Жданове (Таганрог). Темп выпуска составил одну машину в месяц. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире. Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный самолет ОКБ Ильюшина Ил-38, имеющий недостаточный радиус действия. Ту-142, оснащенный высокоэкономичными двигателями НК-12 с двухрядными восьмилопастными воздушными винтами АВ-60 (конструкции К. Жданова), мог вести борьбу с подводными лодками всех типов (в том числе АПЛ) на удалении 5000 км от базового аэродрома. Ту-142 оснастили мощной РЛС кругового обзора (установленной в обтекателе под фюзеляжем), датчиком магнитных аномалий (с улучшенной чувствительностью, по сравнению с Ил-38) , большим количеством сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев и газовым анализатором. Все поисковое оборудование самолета сопряжено с бортовой АСУ. Для увеличения продолжительности полета Ту-142 оборудовали неубираемой штангой топливоприемника. На самолете имеется отсек отдыха, оборудованный спальными местами. По данным на 1990 г. на вооружении ВВС России насчитывается 60 самолетов Ту-142, размещенных на Северном и Тихоокеанском флотах. До 1990 г. некоторое количество Ту-142 базировалось на Кубе и Вьетнаме. В 1992 г. в рамках конверсии проработан вариант оснащения Ту-142 оборудованием, позволяющим использовать самолет для перевозки грузов массой до 20т. В середине 80-х годов восемь самолетов Ту-142М были приобретены ВМС Индии. В настоящее время Ту-142 различных модификаций широко используется морской авиацией России.
Конструкция
Как и бомбардировщик Ty-95, самолет Ту-142 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения (угол стреловидности по 1/4 хорд составляет 35°). На верхней поверхности каждой консоли крыла установлены три аэродинамических гребня, крыло, как и стреловидное оперение, оборудовано антиобледенительной системой, фюзеляж типа полумонокок имеет круглое поперечное сечение, по длине он разделен на две герметичные кабины, отсек радиоэлектронного оборудования и вооружения. В передней гермокабине располагается основная часть экипажа, здесь оборудованы рабочие места летчиков, бортинженера и операторов радиоэлектронной аппаратуры. Для отдыха членов экипажа во время длительных патрульных полетов оборудован отсек отдыха со спальными местами, имеется также химический туалет и небольшой камбуз с плитой для разогрева пищи. В задней гермокабине находится стрелок кормовой пушечной установки, вооруженной двумя пушками ГШ-23.
Силовая установка самолета состоит из четырех высокоэкономичных турбовинтовых двигателей НК-12 с двухрядными восьмилопастными воздушными винтами АВ-60. Запас топлива во внутренних баках составляет 70 000 кг, самолет оборудован также системой дозаправки топливом в воздухе с неубирающейся штангой.
Оборудование
Для поиска, обнаружения, классификации и слежения за подводными лодками на самолете установлена аппаратура принцип работы которой основан на распознавании демаскирующих подводную лодку физический полей: акустического, магнитного и радиолокационного. Для регистрации акустического поля подводной лодки на самолете размещается большое количество радиогидроакустических буев активного и пассивного типа, регистрация аномалий магнитного поля осуществляется датчиком магнитных аномалий, а мощная радиолокационная станция кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, обеспечивает обнаружение подводных лодок, следующих в надводном положении или под перископом. На первой серийной модификации Ту-142 эта аппаратура объединялась в составе поисково-прицельной системы «Беркут»-95.
Кроме перечисленных выше источников информации о подводной и надводной обстановке, в нее входили также самолетное прицельно-индикаторное устройство, цифровая вычислительная машина, блок сопряжения ЭВМ с РЛС, пульт ввода данных и другая аппаратура. От большого количества бортовых датчиков система также получала информацию о скорости, курсе и высоте полета самолета, она была связана с автопилотом, автоматическим радиокомпасом и другими приборами. На основании этой информации и благодаря наличию ЭВМ система позволяла в автоматическом режиме и с высокой точностью решать навигационные и тактические задачи.
Модификации
В 1975 году была создана новая модификация самолета Ту-142М, оснащенная новой поисково-прицельной системой «Коршун», позволяющей осуществлять поиск и обнаружение малошумных подводных лодок нового поколения. Поступивший на вооружение в 1980 году самолет имеет также более мощную навигационную аппаратуру, автоматизированную систему связи, новую радиогидроакустическую аппаратуру «Кайра» и магнитометр «Ладога».
Наиболее современной модификацией, выпускавшейся во второй половине 80-х годов, является Ty-142M-3 с модернизированной поисково-прицельной системой «Коршун»-Н и новой радиогидроакустической аппаратурой «Заречье». На самолете имеются заново спроектированная кабина экипажа, усовершенствованная система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения. Кроме модификаций, предназначенных для борьбы с подводными лодками, были разработаны также следующие модификации:
Ту-142МР - с буксируемой антенной для обеспечения связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении, и Ту-142М3-К для воздушных перевозок коммерческих грузов массой до 20 000 кг на расстояние до 9150 км.
Вооружение
Пушки: 2x23 мм.
Противокорабельные ракеты Х-35: 8 шт.
Специальное: Радиогидроакустические буи, глубинные бомбы, противолодочные торпеды. Вооружение самолета Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет, а также противокорабельных ракет Х-35 с дальностью прицельного пуска 130 км и массой боевой части 145 кг. Оборонительное вооружение состоит из двух авиапушек ГШ-23 и аппаратуры радиоэлектронной борьбы.
В настоящее время на вооружении авиации ВМФ России находится около 75 самолетов Ту-142 всех модификаций и 8 самолетов экспортной модификации Ту-142МЭ - на вооружении ВМС Индии. Источники.
Тактико-технические характеристики
Первый полет, год1970
Силовая установка:
ТВД НК-12МП (МВ), л.с4 по 15000
Длина самолёта, м49.5
Размах крыла, м51.1
Высота самолёта, м12.12
Площадь крыла, кв.м311.1
Взлетная масса, кг
максимальная185000
Максимальная дальность полета, км6400
Перегоночная дальность полета, км12550
Максимальная скорость полета, км/ч925
Потолок, м13500
Экипаж, чел10

Поиск ЛА по алфавиту


АвиаТОП Сайт - участник рейтинга Военных сайтов (раздел - авиация) Маленький щёччик =)

Hosted by uCoz